Какие техники нравятся клиентам
Когда я говорю нравятся, то я имею ввиду "и помогают".
Так вот, когда я провожу ревизию психотерапии после нескольких сессий либо по окончанию длительной терапии, то эта ревизия проходит в вопросно-ответном формате.
И там же есть вопрос "что помогло больше всего на ваш взгляд?". Все мои клиенты отмечают разное. Однако в одном они все едины. Клиенты отмечают заданные мною вопросы, как:
- запомнившиеся им, например точно запомнившийся отдельный вопрос
- помогающие разобраться-решить трудность: возможно, вы вспомните-уточните...?
- точные (точно бьющие в суть проблемы либо ее решения): опишите маму? что вы чувствуете при этом?
- уточняющие: так или по-другому?
- наводящие, типа: а может лучше так? как вам это?
- выясняющие суть проблемы: что вы думаете по этому поводу? вы согласны с этим?
То есть, все вопросы они не понят. Но помнят эффект от них. Представляете? Например, два года идет консультация, а клиент это запомнил?! Тем более, что за эти 2 года я эту технику применяла максимум 5 раз. Это сессия, длящаяся полтора-два часа исключительно в вопросах и ответах.
Так же я задаю вопрос о том, что не нравится моим клиентам:
- когда "я давлю" (хотя цели такой у меня не было), но, видимо мой тон, или взгляд или движение головы-тела стали в "позицию сверху"
- когда я в который раз продавливаю-настаиваю на своей версии, типа: "вам не хватило маминой любви"
- когда я...
- ну не помню я больше претензий к себе, хотя наверняка есть еще.
В любом случае, раз есть конструктивная критика, я выбираю "исправление обозначенных клиентами упущений". Как исправляться? Может быть и вовсе не задавать много вопросов?
Опять же, я вижу выход в замене четкого утверждения своего личного мнения:
- добавить к своему умозаключение ссылку на науку Психологию. Типа: "Наука психология видит -обьясняет это так...."
- второй вариант: опять же использование вопроса: пусть даже и прямого, а лучше наводящего либо альтернативного (это, когда на него можно гибко ответить "да-нет-не знаю". К примеру, на прямой ответ увильнуть не удастся. Допустим, вместо "тебе не хватило в детстве мамы" - задать прямой вопрос: "возможно-мне думается-похоже тебе не хватило мамы?" и клиент тогда должен ответить прямо "да-нет". Хотя лучше задать наводящий вопрос: "как ты считаешь, тебе хватило мамы?".
Еще я заметила, что клиенты, как и все обычные люди (не в роли клиента) - никто не любит "вещания", поучения. Это указывает им на их неполноценность. К примеру, когда психолог поучает клиента, он все равно находится в позиции сверху. А это не есть хорошо. Чтобы не напрягать клиента (и не терять его), то лучше:
- перестать поучать. Консультация не научная конференция. Исключения бывают если клиент сам спросит
- перестать перебивать
- перестать обрывать на полуслове
- перестать показывать человеку что его слова не важны. На консультации все-все-все важно. Лучше прислушайтесь, успеете сказать.
- не зевать в прямом смысле этого значения
- лучше показать свою заирнтересованность к личности и его запросу. Буд-то он "центр Вселенной". Это так приятно!
- внимание дает ресурсы и приносит облегчение!
- а еще вежливость-вежливость-вежливость.
В целом, даже если вы просто выслушаете и вставите свои полслова, то это принесет больше пользы, чем наоборот.
Поэтому эти полсловечка можно и нужно вставить в конце встречи с клиентом. Причем, для лучшего эффекта, оформить в вопрос, то как:
Хотите еще что-нибудь сказать - дополнить? Что ценного вы получили?
Уверяю вас, господа психологи, что ответы будут положительные, даже восторженные. Тогда, как в ином варианте, где вы много говорили и мало слушали о нем самом и его проблеме.
Беспроигрышным будет и вариант в три аккорда:" задать во время сессии 3 уточняющих, но таких важных вопроса:
- Во время рассказа истории клиента, необходимо включать уточняющие вопросы о чувствовании клиента: что вы тогда чувствовали?
- В середине консультации, при проведении психотерапии: что вы сейчас чувствуете?
- И в конце терапии, которую завершите пополнением клиента ресурсом: а как вам теперь (чувствуется)?
Все выше перечисленное так эффективно, потому что формирует "раппорт" с клиентом. Установленный раппорт, в свою очередь, прямо влияет на доверие и взаимопонимание в спихолого-клиентских отношениях.
Таким образом, без вопросиков в психотерапии очень даже не просто. Вопросы к клиенту означают заинтересованность ими, внимание, почти любовь, такую долгожданную и (не)сбыточную.
Это ли не мотив для вашего клиента вернуться, чтобы вновь наполниться ресурсом (с вашей непосредственной помощью)?
Автор статьи медпсихолог Татьяна Силаева
интернет-курсы
- Спортивным психологам, тренерам! Набор техник... Работа клинического психолога в поликлинике-заключения,
для клиентов
и еще...
Автор: Татьяна Силаева
Психолог, Медицинский-клинический психог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru