Существует множество заблуждений относительно профессии судмедэксперта. Всё потому, что специалистов такого профиля крайне мало, а значимость результата их работы осознают только посвящённые. В канун Дня медицинского работника мы пообщались с нашим земляком, человеком столь редкой и нужной профессии, Сергеем Фёдоровичем БАРКОВЫМ.
Уже в детстве он понял, что хочет быть доктором. Его мама была медсестрой и, когда мальчика не с кем было оставить, приводила с собой на работу. Многие его родственники тоже были медработниками, медицинская династия Барковых известна в нашем районе.
С детства Сергей и его старший брат Николай в семье были приучены к труду. Помогали папе заниматься пчеловодством. Изготавливали ульи, рамки. Всю зиму в своём доме что-то мастерили, без дела не сидели. Доброжелательные родители Фёдор Арсентьевич и Мария Федосеевна никогда не разговаривали с детьми на повышенных тонах. Родственники всегда держались друг за друга.
Бывший заведующий терапевтическим отделением Сергей Николаевич Зюзя рассказал: «С Сергеем Фёдоровичем знаком со школьной скамьи. Был он очень дисциплинированным товарищем, постоянно стремился к знаниям».
После окончания школы Сергей Фёдорович решил поступать в Красноярский государственный мединститут. Но не прошёл по конкурсу и устроился работать на мебельную фабрику столяром-сборщиком. К поступлению на следующий год готовился уже целенаправленно. И всё получилось.
«На четвёртом курсе я стал ходить в научное общество судебных медиков, там два года общался с очень опытными интересными преподавателями. Конкурс был огромнейший, и я получил направление на смежную специальность – патанатомию. А приехав в Заозёрный после окончания университета, понял, что хочу остаться здесь», – рассказал Сергей Фёдорович.
Пошёл трудиться в родную поликлинику терапевтом, затем работал главным врачом скорой помощи. А 35 лет назад стал судебно-медицинским экспертом Рыбинского отделения Красноярского краевого бюро судебно-медицинской экспертизы.
«Трудности моей работы заключаются в её специфике. Вместе с сотрудниками полиции выезжаю на место происшествия. Это моя обязанность в любое время дня и ночи. А экспертов не хватает, – поделился Сергей Фёдорович, – и приходится выполнять работы в четыре раза больше положенного».
Очень многие не видят разницы между патологоанатомом и судебно-медицинским экспертом, но она разительна. Первые работают при стационарах, а чем занимаются судебно-медицинские эксперты, люди не понимают. Основной же задачей судмедэкспертов является работа для следственных органов, для суда.
Сергей Фёдорович рассказал: «Нам даётся задание в виде постановлений, а мы должны, проводя свои действия, ответить на заданные вопросы о причинах смерти, тяжести причинённого вреда здоровью и другие.
Экспертиза – процедура независимая, поэтому, чтобы избежать прямой связи со следствием, наша служба на сегодняшний день находится в структуре Минздрава, а не в составе следственных органов. Необходимость обращения к судебно-медицинским экспертам чаще всего возникает при насильственной смерти человека, также к нам поступают умершие, которые непродолжительное время провели в стационаре, и их сердце остановилось ещё до постановки диагноза, либо поступили в больницу с травмой и там скончались. Ещё один вариант – скоропостижная смерть на дому, когда участковый не может установить, отчего она наступила.
Ещё одна наша задача как раз и сопряжена с работой патологоанатомов. Мы должны оказывать воздействие на качество медицинской помощи. То есть своими исследованиями выявлять ошибки врачей, как в постановке диагноза, так и в тактике лечения».
Сергей Фёдорович – специалист высшей категории, каждые два-три года проходит обучение.
Медицинская сестра кабинета профилактики Ольга Ивановна Семейщева знакома с Сергеем Фёдоровичем очень давно. «Поприще его работы не из лёгких, – заметила женщина. – Но звание врача эти 40 с лишним лет он несёт достойно. Прост и одновременно строг в работе. Спокойный, доброжелательный, скрупулёзный, рассудительный, честный, порядочный и очень ответственный человек.
Он местный, и практически все ему знакомы. Это какую нужно иметь выдержку и силу воли, чтобы выполнить все манипуляции?»
На что Сергей Фёдорович ответил: «Если об этом думать, можно и с ума сойти. Преподаватель однажды сказал мне: «Ты отработал, вышел за территорию морга и забыл всё». Сейчас я уже, конечно, научился, а первое время было нелегко».
По словам Ольги Ивановны, он очень домовитый. Отличный друг и семьянин. Его жена Елена Дмитриевна тоже медработник, сейчас трудится в рентгенкабинете. У супругов двое детей. Старший сын Дмитрий живёт в Красноярске и работает на железной дороге, а младшая дочь Ксения оканчивает юрфак в Москве.
Сергей Фёдорович поделился, что дома ему очень нравится работать с деревом: «Была мечта построить дом и тёплую теплицу. Я осуществил задуманное. Теплица по проекту расположилась наполовину под землёй. Отапливалась, но не было освещения, и всё гибло. Тогда там оборудовал клетки, где мы с женой держали птиц: кур, павлинов, цесарок и попугаев. Жена их разводила. Ещё она любит заниматься цветами, а я в свободное время посидеть с удочкой. Очень увлекает сам процесс».
Работа судмедэксперта крайне важна и ответственна. Ведь именно от его знаний, выдержки, беспристрастности и честности во многом зависит не только исход расследуемого дела, но и человеческие судьбы.
Галина ПЕТРОВА, фото автора