Начало 19 века, на российском троне император Александр I; придворные балы поражают роскошью и блеском. Дамы ревниво оглядывают друг друга – на ком больше драгоценностей, ажурных безделушек с бриллиантами чистой воды? Вдруг расфуфыренная толпа стихает: в зал входит дама, чей наряд выглядит нелепо - простое белое платье. И все. Ни браслетов, ни колье, ни сережек-колечек. Ба, да это Мария Антоновна Нарышкина шокирует публику. Умеет плутовка зациклить всех на себе; кавалеры смотрят только на нее, дамы тоже поневоле сверлят глазами женщину в белом. А та ослепительно хороша и знает это. Войди она в роскошных одеждах, слилась бы с толпой. А сейчас одна такая и безусловно затмевает всех.
Александр восхищенно качает головой: не зря он выбрал ее среди сотен княгинь, графинь и прочих фрейлин. Императрица! Впрочем, нет – рядом с ним пока другая женщина; она тоже мила, утонченно красива. Но куда ей до мадам Нарышкиной, право. Стоит тихо в сторонке Елизавета Алексеевна.
Прекрасная полячка
Восстание Тадеуша Костюшки в Польше лишило малышку Марию отца, князя Святополк-Четвертинского: мятежники повесили его на глазах дочери. Скоро Суворов расправился с восставшими, и Екатерина II взяла девочку под опеку; не знала государыня, какую бочку с порохом заложила под семейную жизнь любимого внука Александра. В 15 лет Мария стала фрейлиной, а в 16 ее выдали за 30-летнего богача Дмитрия Нарышкина. Жизнь улыбалась дивной красавице-полячке, сам Державин в стихах назвал ее Аспазией, что «всех милей». Сравнение с древнегреческой гетерой не случайно: Мария Антоновна славилась легким нравом, склонностью к любовным авантюрам и, как сплетничали, быстро украсила чело супруга ветвистыми рогами.
Пишут, Александр Павлович тоже приударил было за шалуньей; в итоге оставил ее, облив презрением – слишком доступна. Но охладев к супруге, он снова потянулся к «Аспазии»; первая красотка Петербурга околдовала императора на целых 16 лет; Нарышкину называли «полуцарица».
Смех и слезы
Милой, доброй Елизавете с детьми не везет – умирают их с Александром дети. Мария Антоновна тоже теряет трех девочек, зато еще трое чад выживают. Кто их отец? Вероятно, его величество; весь двор так думает и тот, в чьем доме малышня растет, тоже.
- Как поживают ваши дети? – интересуется у Нарышкина Александр I.
- Помилуйте, ваше величество, я полагал, что это ваши дети, - поднимает брови обманутый муж.
Его ослепительной жене всего дано с избытком – кроме такта и чувства меры. На балу Мария жеманно жалуется императрице на недомогание: «по-моему, я беременна». Елизавета, чье воспитание безупречно, ни жестом не выдает гнева; только в письме матери изливает обиду на бесстыдницу: «Какую голову нужно иметь, чтобы говорить мне об этом. Должна же она понимать, что мне известно, каким образом она забеременела».
Для Александра вторая семья – как первая; с женой его видят только на приемах. Веселая Нарышкина умеет поднять ему дух, подыграть его настроению; с ней легко и просто. И красота ее с годами не меркнет.
Конец романа
Симпатичный, статный император – мужчина хоть куда, но к размеренному счастью привыкаешь, а привычка рождает скуку. Мария Антоновна создана для страстей, потому тайком заводит интрижки на стороне: адъютант Ожаровский, еще кто-то из придворных волокит; наконец во Флоренции крутит роман с князем Гагариным – и теряет бдительность: Александр узнает о скандальной связи. 1816 год, любовники объясняются; император потом благородно скажет, что их отношения разорвала Мария. В это мало кто верит. Нарышкины уезжают в Европу; император сближается с супругой, она снова ему добрый друг и тем почти счастлива.
В 1824-м бывшие любовники переживают общее горе: умирает их любимая дочь Софья. А через год уходит 47-летний Александр Павлович. Постранствовав, супруги Нарышкины оседают в Одессе, в 1838-м Мария надевает вдовьи одежды. Ей уже 55, но она снова выходит замуж, за бывшего флигель-адъютанта Брозина. Что он нашел в увядшей даме? Капитал? Душу? Точно не красоту; один из знакомых встретил ее и подивился: «больно было бы сказать здесь, какою нашел я ее…». Нарышкина дожила до 75-ти, почти на 30 лет пережив императора и его жену.
Она сумела поймать птицу удачи, ее жизнь была долгой; но есть такие, кто позавидует первой красавице Петербурга?
Автор – Марина Туманова
Душевное вам спасибо за то, что читаете, лайкаете, подписываетесь