Глобальный рынок
Последние пару недель прошли достаточно успешно для американского рынка акций. Поддержка поступила от заседания ФРС (12 июня), где, несмотря на сохранение ставки на текущем уровне, Джером Пауэлл упомянул, что ФРС планирует начать разворот денежно-кредитной политики в 2024 году. Слова регулятора обрели дополнительную силу после майской инфляции в США (3.3% г/г против ожиданий 3.4% г/г).
На российском рынке сложилась диаметрально противоположная картина: индекс МосБиржи следовал тренду коррекции, отражая укрепление рубля. Негатив был усилен введением санкций на МосБиржу, Национальный Клиринговый Центр и Национальный расчетный депозитарий. Индекс МосБиржи достигал уровней декабря 2023 года.
Нефть находилась на перепутье: с одной стороны, новости о возможном наращивании добычи со стороны ОПЕК+ тянули котировки вниз, с другой стороны проблески разворота денежно-кредитной политики Европейского центрального банка и ФРС вернули веру в восстановление спроса на нефть.
Для золота разворот политики ЕЦБ стал неприятным сюрпризом, но впоследствии актив частично отыграл позиции.
Валютный рынок
Пара USD/RUB до 11 июня торговалась в диапазоне 88.4-90.4, с поправкой на геополитику и «дрифт» рынков в пользу доллара после данных по рынку труда в США.
С 13 июня биржевая ситуация в парах USD/RUB и EUR/RUB в сегменте «спот» кардинально изменилась на фоне санкций США на расчетную инфраструктуру биржи – торги были остановлены. Согласно регламенту Банка России, торговля долларом и евро продолжится во внебиржевом режиме, а источником данных для формирования «центрального курса» данных пар станет ежедневная отчетность банков о кассовом обороте валюты. Первые часы показали тенденцию рубля к укреплению (однодневные фьючерсы на USD/RUB и EUR/RUB упали в среднем на 1.4%), вероятно, на фоне роста опасений вторичных санкций на финансовые институты и рост стоимости хранения валюты.
Торговля CNY/RUB на МосБирже продолжится в прежнем режиме, хотя пара опустилась ниже 12.0 впервые с июля 2023 года, поэтому оценка кросс-курсов с долларом остается возможной с учетом мировых (для российского рынка гипотетических) ориентиров USD/CNY и EUR/USD.
Пара EUR/USD показала перевес в пользу доллара – особенно, после понижения ставок Европейским центральным банком. Однако падение внутренней ликвидности торгов может повысить частоту отклонений ценовых ориентиров от мировых уровней.
Долговой рынок
Решение Банка России о сохранении ключевой ставки на уровне 16.0% годовых не воодушевило рынок госдолга, несмотря на ястребиный настрой участников в его преддверии. Причина в том, что риск повышения ставки в июле усилился – на это намекнул регулятор, выразив готовность к «существенному» ужесточению политики в случае неубедительного замедления инфляции и темпов кредитования. Инструменты денежного рынка, вторя регулятору, отразили в своих ценах высокие шансы на рост ставки сразу на +200 б.п. на горизонте второго полугодия 2024 года.
Сегмент ОФЗ на этом фоне сохранил перевес аргументов для продажи бумаг. Данному раскладу не помешал и тот факт, что Минфин фактически отсутствовал на первичном рынке с 22 мая, а факт введения санкций на МосБиржу лишь усилил оценку устойчивости сегмента в ситуации давления на альтернативные активы.
Госдолг США чуть приободрился после комментария ФРС по итогам регулярного заседания (12 июня) и данных по инфляции в рамках ожиданий. Несмотря на улучшение краткосрочного сентимента, структурной проблемой для госдолга США остается смещение прогнозов по ставке вверх и напряжение в преддверии президентских выборов (ноябрь 2024).
Макроэкономика
В фокусе последних недель были решения центральных банков: действия Европейского центрального банка и ФРС оказались несинхронными, хотя давление инфляции в регионах осталось повышенным.
Европейский центральный банк на заседании 6 июня снизил ставку на 25 б.п. до 4.25%, но пересмотрел прогноз по инфляции вверх, что помешало смягчить риторику на перспективу. ФРС ужесточил риторику 12 июня: регулятор сохранил ставку и повысил прогноз по ставке на 2024-2025 годы и по нейтральной ставке с 2.6% до 2.8%. Фьючерсы сохранили «веру» в 1 снижение ставки в 2024 году.
Обособленную позицию сохраняет Китай: он озабочен замедлением роста и сохраняет готовность добавить новых монетарных стимулов. Несмотря на это, внешние ставки в среднем остаются высокими. Это один аргументов в пользу поддержания высоких ставок в России.