Третий рейх старался по максимуму использовать ресурсы оккупированных стран Европы. Особое внимание уделялось промышленным производствам на вновь обретённых территориях. Разрушать их никто не собирался. Напротив. Заводы и фабрики интегрировались в экономику германского государства, наращивая его военную мощь.
Промышленность на территории современной Чехии активно развивалось ещё в период нахождения этих земель в составе Австро-Венгрии. Этот процесс заметно ускорился после провозглашения в 1918 г. независимой Чехословакии. К концу 30-х годов чехословацкие предприятия активно снабжали многие страны товарами народного потребления, вооружением, а также колёсной, гусеничной и бронированной техникой.
Естественно, Третий рейх был совершенно не против получить под свой контроль такой лакомый кусок. Впрочем, в марте 1939 г. гитлеровцам никто и не сопротивлялся. В течение суток Чехия превратилась в германский протекторат Богемия и Моравия, а Словакия стала псевдонезависимым государством, любезно взятым Германией под охрану. Ну а уже 7 июля 1939 г. большинство чешских предприятий тяжёлой промышленности вошло в состав немецкого холдинга Reichswerke AG Hermann Göring. Включён в него был и существующий поныне концерн «Шкода» (Škoda).
В годы Второй мировой «Шкода» поставила немцам немало самого разного вида военной продукции. Так согласно архивным данным, со шкодовских конвейеров в гитлеровские войска было отправлено не менее 44 тыс. единиц стрелкового оружия, 324 артиллерийских и зенитных орудия, 15 млн патронов, 1 млн артиллерийских снарядов, более 600 тыс. тонн взрывчатых веществ. Поставлялась гитлеровцам и разнообразная военная техника, в первую очередь – автомобили.
Значительную часть немецкого автопарка того времени составляли шкодовские грузовики. Для нужд чужой армии их выпускалось более 20 моделей. В основном это были автомобили капотной или полукапотной компоновки грузоподъёмностью 3–5 тонн. Изготавливали их строго в соответствии с требованиями вермахта. В частности каждый такой автомобиль должен был иметь возможность тащить прицеп или орудие весом до 5 тонн. Наиболее часто на архивных фото и в кинохронике того времени можно увидеть шкодовские грузовики серий 6ST6 и 6STP6 в разной компоновке.
Поставлялись в гитлеровскую армию легкие штабные и многоцелевые автомобили «Шкода». Впрочем, они и по дизайну, и по конструкции практически копировали немецкие Horch. Кстати, чужих разработок на «Шкоде» выпускалось в разы больше, чем собственных. К примеру, на этих заводах было организовано серийное производство полугусеничных тягачей Sd.Kfz.11 (по некоторым данным и модели Sd.Kfz.10), а также бронетранспортёров Sd.Kfz 251/1, которые производились на том же шасси. Исследователи утверждают, что всего на производствах Богемии и Моравии было выпущено для гитлеровской армии более 15 тыс. таких БТРов.
С конвейеров «Шкоды» сходили и танки. Некоторые исследователи утверждают, что там массово производили лёгкие танки чехословацкой разработки 1938 г. LT vz 38 (в немецкой классификации Pz.Kpfw.38(t)). Однако это не совсем верно. «Шкода» производила эти машины, но в относительно небольшом количестве. Разработало и пустило в серию танки LT vz 38 другое чешское предприятие – ČKD Praha (в период оккупации носил название Böhmisch-Mährische Maschinenfabrik AG, в сокращённом виде – BBM). На «Шкоде» же на базе шасси LT vz 38 строились самоходки Sd.Kfz.138/2, более известные как истребители танков «Хетцер». Производились они с 1944 г. в нескольких модификациях: с пушкой 75 мм и 105 мм. Всего было выпущено более 2,5 тыс. таких машин.
Кроме того, на шасси LT vz 38 «Шкода» выпустила и отправила на фронт несколько десятков САУ со 150-мм орудием, пару десятков вариантов машин, оснащённых мощными огнемётами, и 170 единиц бронированных ремонтно-эвакуационных машин (БРЭМ).
Опять же на основе танка LT vz 38 конструкторы «Шкоды» разработали собственный легкий разведывательный танк, получивший название Škoda T-15. Внешне он был очень похож на танк, созданный на «ЧКД», но отличался целым рядом других параметров. Впрочем, выпущено было всего 5 прототипов таких боевых машин. От массового производства Т-15 вермахт отказался. К тому моменту для нужд разведподразделений в серию был запущен немецкий танк PzKpfw II Luchs («Рысь»).
Однако танки, разработанные на «Шкоде» на вооружении танковых частей гитлеровской армии все-таки стояли. Это были разработанные ещё в 1935 г. LT vz 35 (в немецкой классификации PzKpfw.35(t)). Производились эти боевые машины для чехословацкой армии, но после оккупации страны в марте 1939 г., так и не вступившие в бой с противником чешские танки, перешли в распоряжение вермахта. С крестами на бортах повоевали они не плохо. И даже успели отметиться на территории Советского Союза. Последний чехословацкий LT vz 35 сгорел в Подмосковье, в районе Клина, 10 декабря 1941 г.
Кстати, в Чехии до сих пор уверены, что это была крайняя дата участия их бронетехники во Второй мировой войне. Мол, в дальнейшем вермахт воевал не на «Шкодах», а на технике холдинга Hermann Göring. Естественно они лукавят. Да, часть продукции, разработанная в Германии и других странах, выпускалась на чешских заводах под собственными лейблами, а вот на автомобилях и прочей технике самой «Шкоды», выпущенной в период с 1939 по 1945 гг. продолжало красоваться фирменное написание и хорошо известная современному поколению крылатая стрелка. Более того, заводы концерна продолжали работать на немцев до самых последних дней Третьего рейха, а точнее – до 5 мая 1945 г.