«Некоторые персонажи созданы сексуальными»: автор «Евангелиона» о цензуре, мифологии и индустрии

1,4K прочитали

Хидэаки Анно — несомненно, одно из по-настоящему культовых имен в аниме-индустрии. Самым ярким его детищем спустя почти три десятилетия по-прежнему остается «Евангелион» — сериал, положивший начало медиафраншизе, чья популярность продолжает расти и давно попала в пантеон поп-культуры наравне с LEGO и «Индианой Джонсом». В октябре 1997 года, когда за пределами Японии «Евангелион» еще был чем-то новым и малоизвестным, Анно дал интервью французскому изданию AnimeLand, где рассказал об индустрии, фанатах и даже христианских мотивах в аниме.

Хидэаки Анно
Хидэаки Анно

Откуда берет начало ваша любовь к манге и аниме?

— Из детства. Они, вместе с игровыми сериалами, перевернули мой мир.

Японская анимация становится всё популярнее в Европе — при этом её нередко критикуют за стилистику или содержание. Что вы думаете на этот счет?

— Изначально, да и сегодня, японская анимация создавалась для потребления японской аудиторией. Действительно, крайне увлекательно наблюдать рост популярности аниме за рубежом, но мне кажется, что фанаты по всему миру имеют примерно одинаковые вкусы. Анимация — язык универсальный.

«Евангелион» (1995-96)
«Евангелион» (1995-96)

Давайте поговорим о визуальной стороне. Обычно у персонажей [аниме] большие глаза. Откуда взялись девушки с выразительными глазами и чрезмерно развитой грудью?

— Всё зависит от вкусов конкретного аниматора. Некоторые персонажи действительно созданы сексуальными, другие — наоборот. Важно понимать, что аниматоры передают определенные идеи через лица персонажей, особенно через глаза. Поэтому они и играют такую важную роль.

Кажется, фанатам это по вкусу.

— Конечно, это та же формула, что делает популярными айдолов. Они не совсем люди: скорее, наброски на листе бумаге — не способные на реальные действия и недостижимые для фанатов. Например, когда в аниме юноша занимается любовью с женщиной, это просто часть сценария, не более. Фанаты это понимают и принимают.

«Евангелион» (1995-96)
«Евангелион» (1995-96)

И всё же есть те, кто отказался строить отношения с реальными девушками…

— Это и правда так: некоторые фанаты демонстрируют печальные тенденции в поведении.

И вы всё равно продолжаете создавать таких персонажей для них.

— Нужно понимать, что аниме-индустрия по большей части мужская, и очевидно, что всё создается для их удовольствия. Нам просто больше нравится рисовать красивых девушек, чем старушек.

«Евангелион» (1995-96)
«Евангелион» (1995-96)

Получается, аниматоры рисуют на целах своих идеальных девушек?

— Даже проще. Персонажи аниме не изменяют. Они не уходят к другим. В какой-то мере анимация близка к порно-индустрии: все ваши физические потребности будут удовлетворены. Вы можете смотреть любую анимацию и найти что-то себе по вкусу.

Обычно в японской анимации преобладают герои или маскулинные персонажи. И всё же в последнее время мы видим инверсию ролей.

— С одной стороны, половина населения — это женщины. С другой, Япония не сталкивалась с войной уже два поколения, что привело росту числа сильных женщин, а мужчины, наоборот, начали слабеть.

«Надя с загадочного моря» (1990-91)
«Надя с загадочного моря» (1990-91)

Вы проводите ресерч, когда готовитесь к новым проектам? Например, читали «20 000 лье под водой» для «Нади с загадочного моря»?

— Не сказал бы. Скорее, я беру какую-то идею за основу и приправляю её собственными. Тем не менее, я видел и читал немало адаптаций Жюля Верна.

Вы получали жалобы из-за использования христианских концепций в своей работе? Ангелы должны символизировать что-то доброе и светлое, но в «Евангелионе» это совсем не так.

— Я многого не знаю о христианстве и не собирают в нем разбираться или критиковать. Там разве не сказано, что Люцифер изначально был ангелом до падения?

«Евангелион» (1995-96)
«Евангелион» (1995-96)

Предположим, какая-нибудь европейская компания решит приобрести права на «Евангелион» и попросит поменять отдельные сцены по религиозным причинам. Вы согласитесь на цензуру?

— Не знаю, всё будет зависеть от обстоятельств. Сериал ведь создан для японского зрителя.

«Евангелион» сейчас пользуется огромной популярностью в Японии. Конец проката «Евангелион: Смерть и перерождение» как раз совпадет с последней работой Хаяо Миядзаки, «Принцессой Мононоке». Вас не пугает такое соседство?

— Не особо. Мне кажется, зрители пойдут на оба фильма. У них разные темы, а Хаяо Миядзаки не менее популярен. Так что я не волнуюсь.

«Принцесса Мононоке» (1997)
«Принцесса Мононоке» (1997)

Американская и европейская анимация становится более сдержанной из-за законов и правил, в то время как японская предлагает более взрослые темы и персонажей. Вам не кажется, что определенные проблемы, с которыми сталкивается аниме, происходят именно отсюда?

— На самом деле мне кажется, что цензура и правда необходима, но она не должна диктоваться неким меньшинством. Не думаю, что вам сойдет с рук что угодно, если просто прикрываться благополучием детей.

Обычно такие люди проще смотрят на насилие, чем на секс. Вам не кажется, что должно быть наоборот?

— Очевидно, законы и правила отличаются в зависимости от стран и эпох. Единственное, что остается неизменно: страсть человечества к сексу и насилию. Нам нужно как-то регулировать это, не впадая в противоположную крайность и откровенную промывку мозгов. Фильмы очень влиятельны, особенно как инструмент пропаганды.

«Евангелион» (1995-96)
«Евангелион» (1995-96)

Принято считать, что японские сценаристы страдают от нищеты, а анимация находится в кризисе. Что вы думаете по этому поводу?

— Задумать и реализовать сериал в наше время чрезвычайно обременительно. Естественно, продюсеры и спонсоры обращают внимание, куда вкладывают деньги, и рассчитывают вернуть финансы. Поэтому мы видим множество ремейков и разработку франшиз до полного истощения. Однако я не думаю, что анимация в кризисе. Она эволюционирует и адаптируется под аудиторию.

Что касается вас, в Gainax вам дают свободу или у вас есть ограничения?

— В Gainax оценили мой проект по «Евангелиону», и я получил карт-бланш. Меня ни в чем не ограничивали, кроме, может, сроков и денег.

«Евангелион» (1995-96)
«Евангелион» (1995-96)

Кажется, вам всегда способствует огромный успех. Как думаете, вам помогает в работе опыт отаку и хорошее знание индустрии?

— Не знаю. Я использовал элементы, которые мне нравятся — и необходимые для продвижения истории. Я работал с идеями, которые были популярны. Когда я слышу от фанатов критику финала «Евангелиона», я невольно задумываюсь, можно ли сказать, что я и правда так хорошо понимаю индустрию, как вы считаете.

Откуда вы брали идеи для «Евы»?

— Меня вдохновили óни. Я их несколько осовременил, но подобные персонажи появились очень давно.

«Евангелион» (1995-96)
«Евангелион» (1995-96)

В ваших произведениях часто встречается идея, что человек не может жить один, отдельно от группы или этноса. Почему именно эту мысль вы доносите до отаку, которые как раз живут в собственном мире?

— В любых фильмах и сериалах вы можете найти какое угодно послание. Я не закладывал подобный смысл намеренно, но, если задуматься, он во многом хорош. Я создавал «Евангелион», чтобы порадовать себя и любителей аниме. Я пытался объединить как можно больше зрителей.

Вы также любите игровых сериалов вроде «Ультрамена», «Годзиллы» и других. Являются ли они источниками вдохновения?

— Очевидно, они составляют важную часть моей кино- и телекультуры. Я не брал конкретные идеи, но, думаю, в моих работах можно найти определенные элементы, свойственные этим жанрам [Речь о токусацу и кайдзю-эйга — прим. «Покебола»].

«Евангелион» (1995-96)
«Евангелион» (1995-96)

Вы продолжаете их смотреть?

— Если хватает времени в перерывах между работой, я стараюсь смотреть ТВ или ходить в кино. Очевидно, моя страсть никак не изменилась. Недавно я смотрел «Гамеру 2» — мне очень понравилось, потрясающий фильм.

Чем вы планируете заняться после двух фильмов по «Евангелиону»?

— Если честно, я об этом особо не думал, но у меня есть некоторые идеи. Займусь этим после августа, а, может, и после того, как хорошенько отдохну.

Подписывайтесь на «Покебол с предсказанием» (вот мини-гид по каналу, если не уверены). Или поддержите аниме-канал, если уже читаете и любите, что там творится. Все переведенные интервью можно прочитать тут.