Субъекты хозяйствования, осуществляющие пассажирские автоперевозки в нерегулярном сообщении, с августа 2024 г. смогут подать информацию о себе в специальный реестр. С ноября предпринимательская деятельность участников рынка пассажирских автоперевозок, которые там не зарегистрируются, будет запрещена.
Напомним, в соответствии с Указом от 25.01.2024 № 32 «Об автомобильных перевозках пассажиров» (далее – Указ № 32) предусмотрено создание государственного информационного ресурса «Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении», находиться в котором обязаны автоперевозчики (субъекты хозяйствования), их транспортные средства (автобусы, легковые автомобили, автомобили-такси), а также водители, диспетчеры.
Таким образом, все организаторы и исполнители услуг на рынке пассажирских автоперевозок в нерегулярном сообщении (т.е. без постоянного маршрута и расписания) обязаны будут находиться в названном реестре.
С 1 августа по 31 октября сведения будут включаться в реестр без взимания госпошлины. Пассажирские автоперевозки субъектами хозяйствования, которые не попадут в реестр, с 1 ноября 2024 г. будут запрещены.
В какой мере новации затронут рынок такси и какие последствия они повлекут для субъектов хозяйствования и пассажиров? Тему подробно изучил адвокат Минской городской коллегии адвокатов Роман Шпаковский, специализирующийся на регуляторных рисках для бизнеса.
– В стране вводится еще один обязательный для бизнеса реестр. В данном случае для субъектов хозяйствования, занимающихся пассажирскими автоперевозками в нерегулярном сообщении. Похоже на квазилицензирование?
– С точки зрения сути изменений да. Названные субъекты хозяйствования обязаны находиться в реестре, а в случае исключения из реестра или своего отсутствия в этом реестре теряют право легально заниматься автомобильными пассажирскими перевозками в нерегулярном сообщении. Поэтому да, это почти лицензирование, новый регуляторный режим.
К слову, в прошлом десятилетии в Беларуси наблюдалась дерегуляция, т.е. количество лицензируемых видов деятельности сокращалось. В последние годы мы видим обратный тренд – создаются все новые реестры, присутствие в которых является обязательным для тех, кто хочет заниматься определенными видами предпринимательской деятельности.
– Это хорошо или плохо?
– Сложно однозначно сказать. С одной стороны, предприниматели в ряде случаев склонны выбирать те виды деятельности, где регуляторика ниже, нет необходимости соблюдать многочисленные требования законодательства и, соответственно, меньше рисков.
С другой – проверяющие органы на рынке такси выявляли явные злоупотребления, когда с целью неуплаты налогов создавались фирмы-однодневки (таксопарки, которые работали в течение всего нескольких месяцев). Поэтому дополнительное регулирование на рынке пассажирских автоперевозок напрашивалось.
– Как можно лаконично описать регуляторную модель, вводимую на рынке такси?
– Все субъекты хозяйствования, а также транспортные средства, водители, диспетчеры, занимающиеся пассажирскими автоперевозчиками в нерегулярном сообщении, должны попасть в вышеупомянутый реестр.
Судя по проекту постановления правительства, который направлен на реализацию Указа № 32, система регулирования будет выстроена по принципу легко попасть в реестр (и поэтому она проще, чем привычное нам лицензирование), но придется прилагать немалые усилия, чтобы в нем остаться.
Предпринимательская деятельность тех субъектов хозяйствования, которых не будет в реестре, будет отнесена к незаконной. Кодекс об административных правонарушениях предусматривает за такие нарушения суровую ответственность (не только штраф, но и конфискацию до 100% дохода, а также средств совершения правонарушения, например, автомобиля).
– Какие требования участники рынка такси должны соблюдать, чтобы надолго сохранить «прописку» в Реестре автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении? За что перевозчиков будут исключать из реестра и на каком основании включать?
– Для включения в реестр, например, автомобиля потребуется предоставить данные о нем, о техосмотре, страховке, приложить фотографии. Сведения о перевозчике, которые требуются для включения в реестр, также весьма стандартные. На этапе включения у бизнеса не должно возникнуть большого количества трудностей.
А вот чтобы «задержаться» в реестре надолго, придется соблюдать должную осмотрительность и не допускать нарушений. Ведь транспортная инспекция Минтранса получит полномочия приостанавливать нахождение перевозчиков в реестре, и тогда легальная предпринимательская деятельность окажется невозможной.
В Указе № 32 перечислено немало вероятных нарушений, за которые нахождение в реестре может быть приостановлено. Например, субъекту хозяйствования грозит «вылет» в случае наличия задолженности по налогам на сумму свыше 1000 базовых величин, а водителю грозит исключение из реестра в случае выявления работы с выключенной программной кассой.
Учитывая серьезность последствий, комплаенс-службы автоперевозчиков должны постоянно следить за тем, чтобы компания и их работники всегда соблюдали нормы законодательства.
– В какой мере новые правила работы автоперевозчиков затронут пассажиров такси?
– Одна из новаций, которую, очевидно, увидят пассажиры такси, – это обязательная видеофиксация событий, происходящих в салоне автомобиля. Предусмотрено, что камера должна обеспечивать максимальный угол обзора, включая обзор мест размещения водителя и пассажиров. Причем качество записи должно соответствовать уровню, «достаточному для однозначной оценки происходящих перед транспортным средством и в салоне транспортного средства событий с привязкой к дате и времени их фиксации».
Автомобильный перевозчик обязан обеспечить хранение видеозаписи в течение не менее 15 суток по окончании дня выполнения перевозок пассажиров и предоставлять видеозапись по запросу правоохранительным, налоговым и иным госорганам.
Больше статей: