Найти в Дзене
Порцелиновый фан

Семенов, Владимир Лаврентьевич (1914-1978). Скульптор ЛФЗ. Часть 2. Формы, фасоны раннего МИНИМАЛИЗМА (1956-1964).

Владимир Лаврентьевич мгновенно освоился в новой для СССР второй половины 1950-х годов эстетике МИНИМАЛИЗМА, буквально ворвался в стиль, став своего рода законодателем мод в скульптуре посудных форм. Случайно такие метаморфозы не происходят. Всё это говорит о том, что внутренне он к тому времени был вполне зрелым мастером-модернистом. Если внимательно присмотреться к его знаменитым работам - вазам "Морская" и "Кристалл", получившим Grand prix на Всемирной выставке в Брюсселе (1958), в особенности - к сенсационной в форме и росписи вазе "Кристалл", то становится понятным, что это не просто некий МОДЕРНИЗМ, а чистейший воды КОНЦЕПТУАЛИЗМ, т.е. такое направление в искусстве, где форма (и роспись) определяется идеей. Зрителей не только покорила необычность формы, но и контраст чёрного и белого в росписи. Вот как о своей знаменитой работе отзывался сам скульптор: "Сначала я задумал ее в кобальте. Когда вазу покрыли кобальтом, она имела почти черный цвет. Однако когда ее обожгли, ваза стала совсем другой. Я был разочарован. Вот тогда пришла мысль покрыть наружную часть вазы черным. Ведь ваза как бы развернута, поэтому наружный цвет очень подходил к белому. Как мы получили такой цвет? Было взято 50 процентов черной краски и 50 процентов кобальта. Получился такой черный, бархатный цвет. Это удовлетворило и меня, и художественный совет" (Девишев, 1968). Ну а сама ваза по форме смотрится такой, словно скульптор взял лист бумаги, "собрал" его вокруг стакана, зафиксировал форму быстросохнущим клеем, и срезал острые углы. А потом по этой модели создал форму. Возможно, так оно и было. Но для начала такое нужно было придумать. Придумать - сложнее, чем исполнить! В этом - весь КОНЦЕПТУАЛИЗМ. Для многих искусствоведов и художников эта ваза до сих пор остаётся символом тогдашнего "Нового стиля". Ваза "Морская" - более традиционная в форме и в росписи, но в то время и она вызвала фурор, и разделила Grand prix с "Кристаллом". В той же эстетике созданы ваза "Спираль" и ваза формы "Луч". В галерее ниже, кроме вышеперечисленных, представлены также ваза "Самоцвет" на форме "Полярная" в росписи от В.М. Городницкого, три вазы, расписанные Анной Максимовной Ефимовой, и авторские вазы "Сувенирная" (1967) и "Серебристая" на форме "Ладога" (1963).

Очевидно, что Владимир Лаврентьевич был из той редкой породы людей, что очень не любят фотографироваться. Возможно, я и ошибаюсь - дай-то Бог - но отыскать в настоящее время его фотографию в интернете, да ещё и такого качества, в котором не стыдно было бы фото и в статью вставить, шансов крайне мало. В данном случае, здесь представлена его фотография из городской газеты "Ленинградская правда" от 1958-го года.

Фото взято из статьи канала "Вижу красоту" (Иван Гольский).
Фото взято из статьи канала "Вижу красоту" (Иван Гольский).

Интерес представляет и то, как в конце 1950-х годов некоторые художники ЛФЗ приспосабливали "старые" послевоенные формы к эстетике "победившего" МИНИМАЛИЗМА. Так появились сервизы в росписях "Кофе" (1958, художник Н.М. Павлова) и "Утро" (1960, художник Н.П. Славина) на форме "Бутон". Хотя к тому времени В.Л. Семёнов создал несколько наисовременнейших концептуальных форм, и выбор, в общем-то, был. В эстетике МИНИМАЛИЗМА обращение в орнаменте к цветочной теме считалось дурным вкусом. Именно поэтому в обоих сервизах хват на крышках предметов в виде бутона как можно более закамуфлирован. Также не приветствовались цветовые переходы - "правильным" считалось использование "чистых" колеров, а вот ограничений в цветовой гамме не было, так что "африканское" цветовое безумие в сервизе "Утро" считалось вполне нормальным явлением. Хочу также заметить, что к 1960-му году в фасоне "Бутон" появился чайник (сервиз "Утро", 1960, Славина). Ради экономии места предметы обоих сервизов представлены в виде коллажей в галерее ниже.

Следующий фасон считается шедевром стиля. Назван он "Утро" (не путать с росписью "Утро"!) и имеет все характерные черты МИНИМАЛИЗМА: "чистая" (без рельефа) форма, отсутствие акцентированного места под донце чашки на блюдце, склонность к геометрии. Вообще, предтечей МИНИМАЛИЗМА считается немецкое направление в архитектуре 1920-х годов БАУХАУС и русский КОНСТРУКТИВИЗМ тех же лет. Там и сям пропагандировалась функциональность и рациональность. Но как показала практика, это были чисто эстетические течения, которые в реалии прямо отступали от заявленных неких "здравых" принципов. Например, вдохновившаяся идеями БАУХАУСа знаменитая Ева Штрикер по приезде в СССР разработала для Фарфорового завода фасон "Интурист" с крышками для корпусных предметов, не имеющими хватов (ручек). Ну и где здесь функциональность? Также в раннем МИНИМАЛИЗМЕ принципиально (!) отказались от выемки под донце для чашки на блюдце, хотя такой отказ никак не влиял ни на экономию ресурсов при производстве, ни на скорость выпуска блюдец, ни на что-либо ещё. Зато чашки после такой модернизации при пользовании "ездили" по блюдцу, как фигуристы по льду, понятно, часто выскальзывали за пределы "площадки" и разбивались. И где здесь, скажите, рациональность?

Отличительными особенностями фасона "Утро" являются высокие треугольные ручки с верхней стороной, почти параллельной основанию, и косой "воротничок", идущий под углом по линий, продолжающей верхнюю сторону ручки. Для меня наиболее эффектной росписью данного фасона является рисунок (сервиз) "Тростники" от Л.И. Лебединской. А вот таким увидел (и расписал) данный фасон сам Владимир Лаврентьевич (Чайно-кофейный сервиз "Цветная плетёнка", 1959)...

В галерее ниже представлены далеко не все, но как мне кажется, наиболее интересные сервизы фасона "Утро". Я бы сюда включил и растиражированные в своё время "Розовые веточки", но сделать более-менее качественные снимки сейчас нет возможности. В любом случае это небольшая потеря. Смотрите, наслаждайтесь!

Не менее легендарный фасон периода раннего МИНИМАЛИЗМА - "Эллипс". Сервиз "Движение" от 1960-го года - детище В.Л. Семёнова в полном смысле этого слова, т.е. в сервизе представлено полностью его видение. В.Л. Семёнов придерживался основных принципов МИНИМАЛИЗМА как в форме, так и в росписи. Его рисунок достаточно прост, и состоит из трёх серпообразных цветовых линий, как бы незавершённых спиралей, исходящих как бы из одной точки, которая не определена. При этом, правда, видно, что по золоту (один из колеров) проведена цировка. Скорее всего, сделано это из расчёта цены (при употреблении золота, да ещё и с цировкой, выходная цена предметов автоматически повышалась - так работал Советский бухучёт, и это также являлось отходом от принципов МИНИМАЛИЗМА).

Самые интересные росписи сервиза на форме "Эллипс" представлены ниже. С одной стороны, здесь видим геометрические и почти абстрактные рисунки, с другой стороны, видно, что рисунки необычайно сложные, совсем не "простые" и совсем не минималистичные. С учётом побед СССР в космосе, все эти сервизы выглядели очень романтично и футуристично, но точно не функционально и рационально, как того требовал стиль. Таким образов в СССР сформировалось собственное направление стиля, которое правильнее было бы назвать ЛАКОНИКО-ФУТУРИЗМ, где лаконизм присутствует в форме, а в рисунках - необычная и яркая устремлённость в будущее.

Ещё один интереснейший фасон ранних 1960-х, созданный В.Л. Семёновым, тяготеет к форме треугольник. Фасон называется "Вечерний" (так в "Эрмитаже", но иногда его называют "Вечер"). Если взглянуть на формы предметов в профиль, как бы в разрезе, на плоскости, то видно, что вся форма соткана из пересекающихся треугольников. Ручки треугольные, носик у чайника - в виде треугольника, тело предметов тяготеет к треугольной (в плоскости, и к обрезанному конусу - в объёме). Даже "воротничок", в котором "утопают" крышки, имеет треугольный вырез. И только хваты на крышках - каплеобразные. И думаю, что здесь как раз скульптор "включил" рациональность, поскольку с чисто треугольного в разрезе (конусообразного в объёме) хвата пальцы будут просто соскальзывать. Начнём рассмотрение с предметов сервиза "Ритм", роспись к которому придумал сам В.Л. Семёнов. Эстетика декора соответствует форме.

Наиболее эффектным лично я считаю сервиз с росписью Н.П. Славиной под названием "Бирюза". И большое количество покупателей считало точно так же. Его выпустили большим тиражом, и так получилось, что в собрание музея Фарфорового завода (а затем и в "Эрмитаж") сервиз не попал. Мол, ширпотребу в музее не место! Так бывает не только с сервизами...

Ну а А.В. Воробьёвский никогда не придерживался никакой иной эстетики, кроме своего фирменного стиля. Это было его личным направлением в искусстве, и он имел право расписывать всё что угодно так, как ему заблагорассудится (и всё было хорошо). Ниже представлены предметы двух его сервизов: "Карнавальная карусель" на форме "Эллипс" и "Сказки Шахрезады" на фасоне "Вечерний". Смотрим...

О формах и фасонах второй половины 1960-х годов, созданных В.Л. Семёновым, будет рассказано в следующей статье...

Спасибо всем, кто дочитал статью, кому интересен фарфор! Не как материал, не как, собственно, посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями, подписывайтесь. Вежливость приветствуется. Помощь каналу можно оказать здесь - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.

P.S. Напоминаю - в ВКонтакте организована группа "Порцелиновый фан". В этой группе https://vk.com/club221912172 стараюсь не только копировать материалы с Дзена, но и рассказывать что-то новое. Всего доброго!