Эта история началась в канадской группе The Guess Who, весьма известной в своё время, даже у нас в СССР. Сейчас мой канал даёт ей шанс вернуться к нам, потому что все её ранние альбомы уже переизданы с оригинальным квадрафоническим сведением. Два из них уже у нас в энциклопедии по многоканальной музыке. Читайте, пользуйтесь, слушайте.
Так вот, однажды в 1970 году гитаристу и вокалисту Рэнди Бахману надоели свои коллеги по The Guess Who. Творческие разногласия развели их и он, прихватив с собой Фреда Тёрнера (басист и вокалист) и Чеда Аллана (также бывшего участника The Guess Who), пошёл своей дорогой. Робби Бахман (брат Рэнди) пополнил их команду, чтобы играть на барабанах.
Так они и сформировали Brave Belt, группу, в которой смешались рок, кантри и фолк-влияния. Этим составом группа выпустила два альбома:
"Brave Belt" (1971);
"Brave Belt II" (1972).
Однако на сей раз не заладилось с выбранным вялым музыкальным стилем: публика вяло реагировала на него, что и повлекло расставание с Чедом Алланом. Оставшееся трио приняло ещё одного брата Бахманов – басиста Тима, и став квартетом, переименовалось в Bachman–Turner Overdrive, часто сокращённо именуемые BTO.
Смена названия отразила их желание создать более жёсткое рок-звучание и привлечь более широкую аудиторию. Этого, в принципе, им и удалось добиться с выходом их одноимённого дебютного альбома, взявшего неприступную североамериканскую «музыкальную крепость» если не особенным качеством музыкального материала, но энтузиазмом, настойчивостью, трудолюбием.
(Подробнее об этой части их истории написано в рецензии к дебютному альбому BTO, ссылка на который вы найдёте под этой статьёй)
Несмотря на то, что в 1973 году группа отыграла почти 300 концертов, ей каким-то образом удалось найти время для записи своего второго альбома в сентябре того же года в студии Kaye-Smith в Сиэтле, и к первой неделе все песни были готовы, а финальные миксы готовы в конце октября.
Исполнитель: Bachman-Turner Overdrive - BTO II (1973, хард-рок)
Вышедший в конце декабря альбом "Bachman-Turner Overdrive II" продемонстрировал уверенную в себе группу, прошедшую испытания на дорогах. Их вновь обретённая уверенность в себе очевидна во вступительных нотах альбома - "Blown", в которой звучит целая армия многодорожечных электрических и акустических гитар, а Тим Бахман в своём вокале немного напоминает Боба Дилана.
"Blown" звучит как мелодия для занятий по управлению гневом, а в "Welcome Home" есть несколько приятных джазовых ноток от Рэнди, которые придают всему этому прохладу и плавность.
"Welcome Home" с её тщательно подобранными акустическими и электрическими гитарами и плавным конга-грувом, поначалу звучит как переиздание "Blue Collar", но быстро отличается от своего предшественника оригинальностью: мощные припевы, подобные Black Sabbath, и неистовая кода в стиле бибоп с фантастическим джазовым гитарным соло на басовой линии.
Следующая вещь Тёрнера - "Stonegates" рассказывает о любви к своим корням в прериях, а не о городской жизни, и группа привносит в звучание немного южного рока, в то время как Тёрнер добавляет немного "Джона Фогерти" в своё пение.
У большинства долгоживущих групп на их записях есть момент, когда вы можете услышать, как они открывают для себя то звучание, которое появится в будущем, чтобы определить их индивидуальность. "Let It Ride" — это прорывная песня, которая поднимает настроение и приближает нас к солнцу. Рэнди, Тим и К.Ф. Тёрнер - все поют, а гитары действительно похожи на монстров с гипер-турбо-драйвом, которых вы должны услышать.
Таким образом, она содержит все отличительные черты фирменного звучания группы: от наигрывающего вступления, трёхчастных вокальных гармоний и парящей соло-гитары Бахмана. Выпущенный в качестве сингла, трек занял 23-ю строчку в поп-чартах США и 3-ю строчку в Канаде.
Песня Тёрнера "Give it Time" — это рок-композиция, построенная на груве, с барабанными «горшками» (конечно, с добавлением колокольчика) открывает вторую половину альбома, после чего "Бродяга - Tramp", с турбонаддувом заводит гаражный рок 60-х с Рэнди Бахманом в роли бездомного героя.
В зловещей песне "I Don't Have to Hide" Тим Бахман снова берёт бразды правления вокалом в свои руки, его низкий монотонный голос напоминает пение Фрэнка Заппы после операции на горле в 1971 году. Построенная на ритме военных барабанов, зловещая атмосфера песни усиливается лёгкой, насыщенной игрой Рэнди.
И если BTO нашли квинтэссенцию своего стиля с помощью "Let it Ride", то с закрытием альбома они добились коммерческого успеха.
Визитка группы - "Takin’ Care of Business" первоначально называлась "White Collar Worker", была задумана Рэнди ещё в его бытность участника The Guess Who. Говорят, что тогда Бертон Каммингс посчитал, что оригинальные припевы были опасно близки к тому, чтобы стать прямым копированием битловской песни "Paperback Writer – Бульварный писатель", и в таком виде не годятся для "Догадайся, кто" слишком заботится о плагиате.
Бахман припрятал "заготовку" до тех пор, пока случайно не услышал, как местный диджей произнёс фразу "мы заботимся о бизнесе", которая вдохновила его вернуться к этой песне. Лихой припев, 12-тактовый ритм песни и фортепианная вставка (исполненная за один дубль студийным музыкантом Норманом Дарки, который записывал рекламные джинглы в студии по соседству) оказались неотразимыми для радиослушателей, заняв 3-ю строчку в Канаде и 12-ю в США. Ворвавшись в чарты, хит обеспечил Bachman-Turner Overdrive II золотой статус в обеих странах всего через пять месяцев после его выхода.
Таким образом, сингл "Takin' Care Of Business" скрепил сделку, BTO попали в хит-парады, и будущее этих крупных мужиков в рубашках лесорубов, которые отлично играли и производили огромный шум, выглядело по-настоящему радужным, а их фирменная песня "Takin’ Care of Business" стала гимном трудолюбивых людей.
По всем показателям, вторая пластинка BTO, превзошла все ожидания слушателей. Это чистый рок-н-ролл семидесятых – энергичное зажигательное "хардево", исполненное одной из лучших групп, игравших рок для нас в то время. Эту пластинку легко полюбить.
Кстати, о ней.
В 1974 году менеджмент группы вложился в квадра-ремикс всех первых трёх уже выпущенных пластинок, в число которых, конечно, вошёл и герой моего обзора. Сводил их в 4.0 талантливый звукорежиссёр Марк Смит (Mark Smith).
1973 - "BTO I", 1973 - "BTO II", 1974 - "Not Fragile"
Плоды трудов его выпускались на 8-дорожечной ленте в начале февраля 1975 года в США и Канаде в рамках недолговечного присутствия Mercury Records на рынке объёмной музыки.
Последним квадрафоническим релизом лейбла стал ещё один альбом BTO - "Head On" (его же – Смита, рук дело), менее чем через год. Все эти кассеты стали предметом коллекционирования в результате их ограниченной доступности.
Ещё большим спросом пользуются японские грампластинки в кодировании CD-4 с первыми двумя альбомами - выпущенные 24 ноября 1975 года. Они были одними из последних квадра-дисков, выпущенных компанией Nippon Phonogram, и сейчас стоят сотни долларов на вторичном рынке.
После формального технологического падения формата квадро в 1977 году
(которое я описал в статье «Квадро 1970-х: история едва не потерянного чуда», см. по ссылке в описании)
музыкальная индустрия на 30+ лет забыла о своих сокровищах и почивала нас стерео-изданиями с низким разрешением звука: кассетами и грампластинками. Одно время был популярен CD от компании BGO, где на одном компакт-диске поместили первые два альбома этой группы.
Наконец, британская компания Dutton Vocalion, возглавляемая истинным энтузиастом ретро-музыки Майклом Даттоном, купила рецензию и собственными руками своего босса восстановила для нас всю красоту звучания этого альбома.
В 2021 году я приобрёл на сайте Dutton Vocalion гибридный SACD, второй частью которого и является "BTO II" в 4.0 с 9 по 16 треки.
Внизу ссылка на короткое видео, где я распаковываю бандероль с 10-ю дисками из Великобритании.
Я действительно рад, что эта музыка в конечном итоге была переведена в квадрафонический микс с высоким разрешением DSD на диске SACD.
Bachman-Turner Overdrive "BTO I + II" SACD
SACD: 4.0
ВИА:
C. F. Turner: bass and vocals
Randy Bachman: lead guitar and vocals
Tim Bachman: second lead guitar and vocals
Rob Bachman: drums and percussion
Norman Durkee: played piano on "Takin' Care Of Business"
Производство:
Produced by Randy Bachman
Recorded and Mixed at Kaye-Smith Studios, Seattle, Washington, September-October 1973
Recording engineer: Buzz Richmond
Assistant recording engineer: Marc Sterling
Equipment: John Austin
Direction: Bruce Allen Management, Vancouver, B.C. Canada
Quadraphonic remix engineer: Mark Smith
Remixed in quadraphonic at Sound City Studios, Los Angeles
Phonograme Inc. / Dogtoire Records / Vocalion Ltd (CDSML 8584) © 1973 / 2021
В этом переиздании представлены эти давно вышедшие из печати квадра- миксы, а также их стереофонические аналоги, ремастированные с оригинальных мастер-лент и впервые представленные в высоком разрешении.
Давайте расслушаем эти миксы Марка Смита согласно нашим критериям:
1. Баланс. Да – для трека 9 (песня 1), почти баланс в треке 15 (песня 7) и дисбаланс во всех остальных.
2. Статика. Стратегия микса – расширение звука, локализации инструментов в стороны от центра, на края, фланги, чего бы это не касалось. Вокальные партии, гитары (ритм и соло), ритм-секция (барабаны, перкуссии, бас) позиционируются с видимым разделением, позволяющим воочию разглядеть ту точку пространства, где находится тот или иной исполнитель.
Каждый из них имеет координаты, даже если в песне есть два-три голоса, две-три гитары. Все легко определяются по их местоположению.
Очень интересен вокал, давящий сверху на затылок в песне 1. Заметьте, и это осуществляется ещё за 40 лет до эпохи Atmos!
(в стерео это просто невозможно!)
Солирующие гитары (и риффы) возникают в тылах, в центре, на флангах, во фронтах. Подобную дискретность являют и все остальные участники ВИА.
3. Динамика. По этой части микса тут тоже есть что послушать. Затейливые траектории летающих гитар вы найдёте в песнях 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8. Гитары летают кругами, диагоналями, полукругами, секторами, с залётами в тылы и обратно во фронт.
Вывод
Возраст объёмной музыки был молод, поэтому традиция ещё не устоялась, стерео-догмы, укрепившиеся в 1980-х, ещё не давили звук затхлыми и скучными стандартами. Звук тогда в 1973 году ещё оставался вольный, живой, зелёный, яркий и благоухающий. Это был спектр разноцветья.
Лишь одна ошибка, допущенная инженером ремикса, понизила мои оценки: дисбаланс.
1. Blown (T. Bachman - R. Bachman) (Vocals: Tim Bachman) 4:17 = 10
2. Welcome Home (R. Bachman) (Vocal: Randy Bachman) 5:29 = 9
3. Stonegates (C.F. Turner) (Vocals: C.F. Turner) 3:50 = 9
4. Let It Ride (R. Bachman - C.F. Turner) (Vocals: C.F. Turner) 4:21 = 9
5. Give It Time (C.F. Turner) (Vocals: C.F. Turner) 5:44 = 5
6. Tramp (R. Bachman - R. Bachman) (Vocals: Randy Bachman) 4:03 = 7/8
7. I Don't Have To Hide (T. Bachman) (Vocals: Tim Bachman) 4:24 = 9/10
8. Takin' Care Of Business (R. Bachman) (Vocals: Randy Bachman) 4:51 = 9
Средний балл = 9
Однако, приготовьтесь к яркому зрелищу, совершенно недоступному в стереозвучании. Вас ждут великие открытия, если вы впервые прикоснётесь с окружающему звуку.
Резюме
Большинство людей считают "Not Fragile" 1974 года (см. ссылку на него под рецензией) лучшим альбомом Bachman-Turner Overdrive за всю их историю, но следует учесть, что альбом "Bachman-Turner Overdrive II" был очень недооценён в своё время. В нём есть два хороших хита ("Let It Ride" и "Takin' Care of Business") и очень мало наполнителей дискового пространства.
"Let It Ride" - первый хит Bachman-Turner Overdrive, вошедший в Top–40 (23-е, если конкретнее), основан на блюзе их ранних песен - например, дебютного сингла "Blue Collar" и гремит риффами вкупе с акустической гитарой из их последних хитов.
"Takin' Care Of Business" - хит-сингл, который у всех на слуху. В июне 1974 года этот хит поднялся в Top-40 чартов до 12-й строчки: святая рок-н-ролльная простота.
Учитывая, что "Blown", "Welcome Home", "Stonegates", "Let It Ride" и "Takin’ Care Of Business" собраны на одной пластинке, легко понять, почему этот альбом разошёлся миллионным тиражом. На одной этой пластинке больше отличных песен, чем многие другие группы могли бы собрать за 10 лет.
В 1973 году на живых концертах у BTO появилось много новых поклонников. Продажи первого альбома были постоянными, с каждым месяцем его тираж увеличивался. Эта группа была на пороге Большой Славы, фанаты знали это, и звукозаписывающая компания была в курсе, что подростки 1973 года жаждали чего-то простого и незамысловатого: "РОК-музыки".
Такие группы, как Yes и Emerson, Lake & Palmer, были самыми популярными в то время, а в промежутках между этими синтезаторными наворотами выступала группа гитаристов, у которых были риффы и соляки, которых мы ждали.
Рэнди Бахман - настоящий умный парень, он причина ОГРОМНОГО успеха Bachman-Turner Overdrive в 1974 году. Правда заключалась в том, что он был достаточно мудр, чтобы ВСЕ БЫЛО ПРОСТО!!! Это музыка, которую наши (советские) лабухи могли попробовать сыграть в танцевальных «клетках», находящихся в парках культуры и отдыха (ПКО), пьяных кабаках, и Рэнди, как и Джон Фогерти из CCR, знал, что эта музыка - ключ к успеху.
Да, в этом альбоме есть некоторые недочёты, но сам по себе он почти как "Best of". BTO стали очень, очень, очень популярны благодаря этому альбому и следующему за ним. Бертон Каммингс, бывший коллега по The Guess Who, был в восторге, когда Рэнди начал собирать золотые пластинки благодаря этим песням.
По мере того, как формировалась их музыкальность и росла уверенность в себе, они начали добавлять в свои песни тонкие поп-хиты, в результате чего в середине 70-х они вошли в топ-40 хитов: одни из лучших рок-композиций 1970-х годов.
Подводя итоги программе на этом диске SACD
Первые два альбома BTO, несомненно, являются рок-классикой. Я бы хотел, чтобы более поздние также были переизданы в хайрезе, особенно "Head On" в оригинальной квадрафонии, а все другие в современных ремиксах 5.1.
Это серьёзная проблема. Сохранение такого материала — это уже не только музыка, но и музыкально-историческое наследие, которое мы должны беречь. Эта музыка всё ещё действительно сделана вручную с использованием аналоговых технологий, тогда ещё не было сэмплеров.
А какое выражение в квадра-ремиксах, просто звуковое безумие!
Подытоживая, два крепких альбома за 1 год: более чем убедительных успех.
Если вы хотите понять феномен квадрафонии 1970-х, ищете причину, почему миллионы меломанов во всём мире тратят деньги на это удовольствие, хотите познать первые альбомы BTO в том виде, в каком они появились изначально, то не пропустите этот релиз, потому что в нём содержится квинтэссенция звука и музыки начала 70-х.
Другие многоканальные альбомы из Канады, а также музыки в стиле мясо с картошкой-рок и первая часть этого диска здесь:
Bachman-Turner Overdrive "BTO" SACD 4.0: Через тернии к звёздам
Bachman-Turner Overdrive "Not Fragile" DTS 5.1: Что Quadra-тно, то не хрупко!
The Guess Who "Share the Land" SACD 4.0: Угадай, кто без Рэнди
Rick Derringer "Spring Fever" SACD 4.0: Давай ещё!
Бандероль с 10 дисками SACD 4.0 из Великобритании. Распаковка.
The Guess Who "American Woman" SACD 4.0: Роковая американка
Quatermass "Quatermass" DTS 5.1: Паршивая овца в семье
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 44 серия: Uriah Heep "High And Mighty" (1976)
Σ = 9
Рейтинг многоканального микса в баллах, где:
1 = микс, который хуже, чем стерео 2.0;
2 = то же, что и стерео 2.0;
3 = чуть лучше, чем стерео 2.0: эхо в задней панораме, активен центр;
4 ~ 9 = нарастание интенсивности микса;
10 = максимальная оценка за микс.
Канал Multi-Channel Surround AudioDisc – ваш путеводитель по миру объёмного звучания в музыке. Здесь не обсуждается её художественная ценность, ибо для этого существует ваше святое - личный вкус. Задачей же являются экспертные рекомендации и рецензирование многоканальных ремиксов (4.0, 5.1 и т.д.) в музыкальных альбомах, их популяризация через аргументированный рейтинг.
Другие музыкальные альбомы с многоканальным звучанием в форматах 4.0, 5.1, и т.д., представленные на канале:
Surround Master! Неужели чудо свершилось?!
Paul McCartney & Wings "Band On The Run" DTS-CD 5.1: Хо-хэй-хо!
Jon Anderson "Olias Of Sunhillow" DTS 5.1: OST в стиле фэнтези
Квадро 1970-х: история едва не потерянного чуда
Weather Report "Tale Spinnin'" SACD 4.0: Quadra-тная сказка
Pink Floyd "Animals 2022" SACD, DVD, BD 5.1: Наш скотный двор
Paul Mauriat "El Bimbo & Toccata" SACD 4.0: Из Франции с любовью к квадрафонии, №1
Isao Tomita "Planet Zero" SACD 4.0: Quadra-тная Планета Ноль
Ohio Players "Fire" DTS-CD 5.1: Это огонь!
Hugo Montenegro "Others By Brothers" & "Scenes & Themes" SACD 4.0: Волшебный ARP
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 20 серия: Black Sabbath "Vol 4" (1972)
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 36 серия: Scorpions "In Trance" (1975)
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше о многоканальной музыке. Обязательно посетите мой сайт, посвящённый этой теме, где можно приобрести фирменные многоканальные диски. Вступайте также группу в VK Multi-channel 5.1 Audiodisc
"Like - Лайк" и комментарии приветствуются: делитесь своими впечатлениями от услышанных ремиксов. Благодарю за Ваш интерес к многоканальной музыке!