Романтический взгляд на рок-н-ролл часто основывается на том, что популярные и долгоживущие исполнители были каким-то образом предопределены к славе - их коснулась рука Божья и они были благословлены творческой искрой, которая поддерживает годы (если не десятилетия) плодотворной работы.
Конечно, глядя сквозь эту призму, было бы легко представить Рэнди Бахмана, который более пяти десятилетий добивался успеха в качестве гитариста, певца, автора песен, а в последнее время и радиоведущего, с тех пор как в 1965 году The Guess Who заняли первое место в Канаде со своим кавером на песню Джонни Кидда и пиратов "Shakin All Over". Но для Бахмана, по мере того как шёл 1972 год, продолжительность его карьеры, вероятно, казалась какой угодно, но только не гарантированной.
Всего за два года до этого Бахман был на пике популярности - группа, которую он основал, The Guess Who, попала на вершину американского хит-парада синглов с песней "Американка - American Woman" (став первой канадской группой современной эры Billboard, добившейся этого) и, как сообщается, стала самой продаваемой в стране в тот год.
Это также не было историей успеха в одночасье, поскольку Бахман и его соотечественники большую часть 60-х годов трудились в полубессознательности у себя на родине. Их группа несколько раз меняла название (The Silvertones, The Reflections, The Expressions и, наконец, The Guess Who) и пережила смену вокалистов, когда первоначальный вокалист Чед Аллан ушёл из группы и был заменён клавишником Бертоном Каммингсом.
В 1969 году группа, наконец, добилась успеха в Штатах после того, как привлекла внимание продюсера Джека Ричардсона, которому так понравилось услышанное, что он вложил собственные деньги в выкуп канадского контракта группы на звукозапись и лично профинансировал запись их дебютного альбома "Wheatfield Soul", выпущенного на RCA в марте того же года.
Этот альбом вошёл в топ-10 хитов с песней "These Eyes", а когда спустя полгода на прилавках магазинов появилась их вторая пластинка "Canned Wheat", он породил ещё два хита - "Laughing - Смех" и "Undun".
В марте 1970 года вышел в свет лонгплей "Американка", и группа, казалось, была готова к тому, чтобы стать суперзвездой, благодаря ведущему синглу с альбома, а "No Time" стал хитом № 5 в США и № 1 в Канаде, ибо менее чем через два месяца одноименный заглавный трек поднялся на вершины чартов по обе стороны границы.
Однако стремительный коммерческий рост группы обошёлся дорого, и к весне 1970 года напряженность внутри группы достигла точки кипения. Бахман был семейным человеком (и практикующим мормоном), который не пил и не употреблял наркотики, в то время как остальные его товарищи по группе были полной противоположностью.
Достаточно сказать, что они не оценили его попыток обратить в свою веру, тем более что сами оказались на гребне волны популярности. Они также считали, что Бахман ставит во главу угла свои собственные интересы (в марте 1970 года он записал сольный альбом "Axe", в том же месяце, когда была выпущена и "American Woman"), поставил под угрозу благополучие группы, и последней каплей стало то, что в мае того же года они отправились в турне без Бахмана, которого свалили с ног серьёзные проблемы с желчным пузырем.
Когда 16 мая 1970 года они, наконец, собрались в Нью-Йорке на концерт в "Филлморе", в гостиничном номере произошла потасовка, причем у группы сложилось впечатление, что Бахман был в Нью-Йорке всё это время (Бахман утверждает, что это был всего один день), занимаясь своими делами, пока они гастролировали.
В зависимости от того, кто рассказывает историю о том, что произошло в тот день - Бахмана либо уволили, либо он сам уволился, - прозаическая правда заключается в том, что произошедшее было скорее государственным переворотом, чем любой из этих двух общепринятых версий событий. Бахман не только основал группу, но и был ее лидером - в примечаниях к первым двум пластинкам группы он упоминается как таковой, а на второй, "Canned Wheat", его портрет на обложке в два раза больше, чем у других участников, что указывает на его статус в группе. Более того, он был доминирующей силой в авторстве песен, либо был в соавторстве (с Каммингсом) - всё, что было на их первых трёх альбомах на RCA, за исключением всего двух треков.
Так что для Бахмана было ошеломляющим событием (мягко говоря) - оказаться по ту сторону группы и заглянуть внутрь её в то время, как "American Woman" преодолела половину своего трёхнедельного пребывания на вершине американского чарта синглов.
Свергнутый Бахман вернулся в свой родной Виннипег зализывать раны и до конца 1970-го года держался в тени, сосредоточив свою энергию на разработке и продюсировании альбомов начинающих канадских талантов в том числе вокалист Барри Аллен и психоделическая поп-группа Noah.
Но вскоре, в сочетании с лихорадкой в хижине и творческим зудом, Бахман, который слушал такие группы, как Poco и Buffalo Springfield, задумался о создании новой группы в подобном ключе. Случайная встреча за кулисами с бывшим гитаристом, который стал ведущим вокалистом группы Чедом Алланом, когда оба они были гостями канадского музыкального варьете "My Kind of Country", привела в движение инициативу, и на свет появился Brave Belt.
Бахман чувствовал, справедливо это или нет, но его уход из The Guess Who на пике их популярности создал вокруг него ядовитую атмосферу (и в результате никто не хотел рисковать, работая с ним), поэтому он обратился за поддержкой к своей семье, пригласив младших братьев - Робби играть на барабанах, а Гэри - на гитаре, управляя группой.
Когда была записана большая часть их первого альбома и намечались даты концертов, Бахман (который занимался работой с бас-гитарой во время записи) понял, что ему понадобится басист, чтобы дополнить состав группы. Так в составе и появился басист и вокалист C.F. "Fred" Тёрнер, которого пригласили присоединиться к группе после того, как он произвёл впечатление на братьев Бахман своим мощным исполнением песни The Animals "Дом Восходящего Солнца" на концерте в баре отеля Marion в Виннипеге.
Не менее важным для Бахмана (который считал, что в распаде его отношений с другими участниками The Guess Who виновато злоупотребление психоактивными веществами) было то, что образ жизни Тернера был похож на его собственный - чистый образ жизни, работающий музыкант, поддерживающий жену и детей.
Друг (и поклонник Бахмана) попросил об одолжении Нила Янга заключить контракт со своим лейблом, "Репой" - Reprise Records в марте 1971 года, а их одноимённый дебют состоялся два месяца спустя.
Хотя, возможно, это казалось хитроумным ходом - освоить зарождающийся жанр кантри-рока, который породил таких звёзд, как Линда Ронштадт и Eagles всего пару лет спустя - нежные гармонии, фортепиано, акустические гитары, характерные для пластинки, показались старым поклонникам Бахмана слишком необычными.
Альбом был полностью проигнорирован в США, но в Канаде сингл "Crazy Arms, Crazy Eyes" попал в топ-40, и этого было достаточно, чтобы привлечь "Репу" для финансирования записи второго альбома. "Brave Belt II" должен был появиться в конце февраля 1972 года, но ещё до того, как альбом появился на прилавках магазинов, Чед Аллан, сыгравший ведущую роль только в двух треках (после того как спел на всём первом альбоме группы), покинул группу.
Аллан чувствовал, что присоединение к группе Тёрнера (который исполнял ведущий вокал на остальных треках второго альбома) подтолкнуло её к более тяжёлому звучанию, основанному на риффах, что ему не нравилось, и, поскольку история повторялась, он ушёл, чтобы освободить место для нового вокалиста точно так же, как он сделал это для Бертона Каммингса в "Угадай, кто – The Guess Who".
Оглядываясь назад, уход Аллана можно считать чем-то вроде канарейки в угольной шахте для перспектив группы во всё более мрачном 1972 году - хотя в альбоме было больше знакомых риффов в стиле The Guess Who от Бахмана, ему не хватало зацепок и сосредоточенного песенного мастерства, и он провалился в коммерческом плане: три его сингла достигли лишь 55-го места в Канаде.
"Репа" в конце концов потеряла доверие к группе и бросила их, а из-за отсутствия хит-синглов, которые можно было бы послушать на радио, группе становилось всё труднее организовывать концерты. Между тем, сам Бахман по его собственному признанию, в 1971-72 годах опустошил свою казну из-за роялти в пользу The Guess Who на сумму 90 000 долларов, чтобы компенсировать убытки своей новой группы.
Катастрофический 1972 год для Brave Belt достиг своего апогея на университетском концерте в Тандер-Бей, захолустье примерно в 1500 км к северу от столицы провинции, Торонто. Заключив контракт на два концерта, концертный промоутер был настолько не впечатлён прохладной реакцией публики на выступление группы в сельской местности на первом концерте, что уволил их с намерением пригласить рок-группу из Торонто для выступления следующим вечером. Когда за такой короткий срок не удалось найти никого подходящего, он попросил Brave Belt вернуться, но только при условии, что они сыграют рок-н-ролльные каверы вместо своего оригинального репертуара.
К этому моменту у Бахмана и компании уже не было денег, и они согласились на это низкопробное унижение и провели следующую ночь, исполняя каверы таких групп, как CCR, The Rolling Stones и Free, на танцполе, полном благодарных клиентов.
Разница в реакции аудитории между этими двумя вечерами не ускользнула от внимания группы: теперь в состав группы вошёл ещё один из младших братьев Бахмана, Тим, играющий на ритм-гитаре и вокалист, к тому же. Возвращаясь в Виннипег, они приступили к написанию новой серии песен, которые потребовали смелости. Они усилили самые тяжёлые моменты из "Belt II" и увеличили их количество до 11, в то же время отказавшись от своего кантри-стиля в пользу прямолинейного рок-н-ролльного чванства.
Несмотря на это новое звучание, глубоко в сердце вражеской (читай - "Угадай, чьей") территории в Виннипеге группа столкнулась с тем, что найти концерты ей было практически невозможно. Бахман перевёз свою компанию в Ванкувер, где его брат Гэри передал управленческие обязанности Брюсу Аллену, многообещающему импресарио, чья компания забронировала почти все концертные площадки в городе. В Аллене (который впоследствии руководил карьерами канадских суперзвезд, включая Брайана Адамса, Loverboy и Энн Мюррей) Бахман нашёл родственную душу-трудоголика, и вместе они приступили к самостоятельной записи альбома, который все еще назывался "Belt III - Храбрый пояс III".
Спустя всего две дюжины отказов крупных лейблов, демо-запись группы попала на стол Чарли Фаха, 20-летнего ветерана звукозаписи Mercury Records. Недавно лейбл пережил громкие увольнения артистов, включая Бадди Майлза и Uriah Heep (а Род Стюарт уже был одной ногой за дверью), лейбл искал исполнителей хард-рока, и Фаху понравилось то, что он услышал. Он согласился подписать контракт с группой на двух условиях: во-первых, они должны были сделать ремикс на весь альбом с гитарным звучанием и записать пару новых тяжёлых номеров, чтобы укрепить силу тяжести.
Во-вторых, они должны выбрать новое название группы (возможно, с узнаваемостью бренда), отражающее их новое звучание. Фред Тёрнер предложил название Bachman-Turner Overdrive вскоре после того, как увидел в закусочной во время гастрольной остановки журнал дальнобойщиков "Overdrive". Так новобранцы и получили одно из величайших рок-н-ролльных прозвищ всех времён.
Bachman -Turner Overdrive - Bachman-Turner Overdrive (1973) [Full Album]
К марту 1973 года, когда на контракте с Mercury Recordings высохли чернила, их одноимённый дебютный альбом появился на полках магазинов менее чем через два месяца. "Give Me Your Money Please", разухабистая история о грабеже, созданная Тёрнером и сдобренная бахманомским гитарным дабл-стопом открывает альбом. Песня, которая подкупила Charlie Fach на приобретение BTO, это первая из четырёх песен подряд, в которых звучит железный вокал Тёрнера. За ней следует "Hold Back the Water" - это ода жизни в дороге, в которой фигурирует гитара, которая была бы уместна на альбоме AC/DC.
"Blue Collar", несмотря на свое название (и лирическое содержание, посвящённое рабочему человеку), является единственной «паршивой овцой» альбома, отличающейся мягким коктейлем, напоминающим колокольчики в джазовом груве, который даёт Бахману возможность продемонстрировать свои недооценённые джазовые навыки, метаясь между изящной игрой на октаве (как у его героя и наставника Ленни Бро) и насыщенным эхом в партиях «вау-вау». "Роллинги" вдохновили на возвращение "Little Gandy Dancer" на более знакомую территорию, где тамтамы и хлопки в ладоши придают ему необходимый размах, а Бахман устраивает фейерверк на соло-гитаре.
Вторая половина альбома начинается с "Stayed Awake All Night", тяжёлой панихиды с некоторыми гармонизированными аккордами и соло-гитарой, в которой Рэнди и Тим Бахман исполняют вокальные партии вместе.
Тим берёт на себя вокальные партии в "Down and Out Man", где в перерыве между куплетами перетасовка инструментов и блюзовая игра в соло-партиях свидетельствуют о том, что "Роллинг Стоунз" (и, в частности, женщины из "Хонки-Тонка") вновь оказали сильное влияние на BTO.
Рэнди и Фред Тёрнер исполнили партии ведущего вокала в самом тяжёлом треке альбома заводном "Don't Get Yourself in Trouble", после чего Тёрнер завершил прграмму песней "Thank You for the Feelin'".
Рок-энциклопедия. Bachman-Turner Overdrive. История группы
Прокладывая путь, по которому год спустя пошли её соотечественники и коллеги по лейблу Rush, группа в 1973 году почти безостановочно гастролировала и (будь проклята эффективная организация) выступала на любой площадке, где они были бы заметны для трансляции по радиоэфиру. Благодаря такому скоординированному подходу они создали свои первые коммерческие плацдармы в среде рабочего класса.
В приграничных городах США, таких как Буффало и Детройт, был особенно популярен стиль "мясо с картошкой", который группой и предлагался. В конце концов они создали себе сеть из неожиданных мест, ставших оплотом группы, простиравшихся от Ньюарка до Сент-Луиса и Денвера и дальше. Несмотря на отсутствие хит-сингла ("Blue Collar" занял лишь 21-ю строчку в Канаде и 68-ю в США), благодаря этой неустанной работе над продвижения альбома, пластинка стала популярной методом сарафанного радио, что в итоге задержало его более года в чартах альбомов Billboard и сделав золотой.
Если описать одним выражением всю эту историю с дебютной пластинкой, вспоминается наше
Сквозь тернии к звёздам.
Забегая вперёд, я должен сказать, что в 1974 году, во время выхода пластинки-мега-хита "Not Fragile", студия Sound City в Лос-Анжелесе обзавелась новейшей аппаратурой для сведения квадрафонии. Тогда их штатный звукорежиссёр Марк Смит пересел за совершенно новый пульт и сваял в 4.0 все три альбома BTO, вышедших к тому времени.
В 2021 году первый и второй вернулись к нам в виде данного диска «2 в 1», над которым поработала кропотливая рука Майкла Даттона, английского собирателя старины.
Темой нашего расследования являются первые восемь треков, составляющих одноимённый с группой, первый, альбом. Второй, под римской цифрой "BTO II", идёт следом под номерами с 9 по 16, разобран мною в другой рецензии. Вы легко найдёте его по ссылке в описании.
Итак, дебют под номерам с 1 по 8 находится здесь:
Bachman-Turner Overdrive "Bachman-Turner Overdrive I + II" SACD
SACD: 4.0
ВИА:
Randy Bachman
Tim Bachman
C.F. Turner
Rob Bachman
Barry Keane – congas [3]
Производство:
Producer: Randy Bachman
Remixed in quadraphonic at Sound City Studios, Los Angeles
Recording engineer: Mark Smith
Quadraphonic remix engineer: Mark Smith
Vocalion Ltd. (CDSML 8584). 1973 / 2021
Запускаем шестерёнки канадского механизма и, следуя нашим критериям, слушаем его работу.
1. Баланс. Да, кроме трека 7.
2. Статика. Создаётся впечатление о том, что инженеру не хватает инструментов для равномерного заполнения всех четырёх каналов. Поэтому он ищет разные приёмы и стратегии для каждого трека, что хорошо сказывается на разнообразии звучания.
И его работа реально интересна.
Барабаны нередко располагаются в стороне от центра, либо стучат в тылах. Гитары занимают как фронтальные углы, так и задние во время солирования. Между ними, порой, возникают диагональные переклички «левый тыл – правый фронт». Солирующие гитары разные, кстати! Ритм гитары заполняют собой фланги.
Тарелки звенят в тылах, иногда во фронтах.
Басуха просто волшебна: её слышно, она создаёт атмосферу, заполняющую всю комнату.
Вокалы, к счастью, разнесены в стороны от центра, а припевы раздаются в тылах.
В треке 3 вокалы висят на головой, в воздухе, где-то поверх виртуального центра.
Кажется, что я услышал «голос бога»!
В треке 8 реализована схема треугольника: сильная ритм-секция в центре, гитарный чёс в углах сзади.
3. Динамика. Разгул фантазии. Уже с первого номера в круговые полёты запускаются барабаны и солирующая гитара. Во втором барабаны бегают по фронтальному сектору с захватом 270 градусов. В треках 6 и 7 вам также не придётся скучать из-за стараний барабанщика.
Вывод
Марк Смит великолепно справился с микшированием простой гитарной группы. Проявив недюжинную фантазию, он окрасил каждый из 8 миксов индивидуальным цветом. Интересной особенностью микса стала его атмосферность. Я подчёркиваю этот факт для тех, кто думает, что тогда месили звук только «табуреточным методом» (по числу ножек у табуретки): одному инструменту – один канал. Здесь пустоты заполняет собой бас-гитара и многочисленные гитарные «отражения», в том числе дискретные. Супер-мастер!
- Gimme Your Money Please (C.F. Turner) 4:42 = 9/10
- Hold Back The Water (K. Kelly, R. Bachman, R. Bachman) 5:05 = 10
- Blue Collar (Congas by Barry Keane, written by C.F. Turner) 6:05 = 10
- Little Gandy Dancer (R. Bachman) 4:16 = 10
- Stayed Awake All Night (R. Bachman) 4:08 = 10
- Down And Out Man (R. B. Charles, T. Bachman) 3:10 = 10
- Don't Get Yourself In Trouble (R. Bachman) 4:50 = 9
- Thank You For The Feelin' (C.F. Turner) 4:06 = 9
Средний балл = 10
Резюме
Преодолев невзгоды становления, начиная с 1970 года, Bachman–Turner Overdrive, выпустили свой дебютный студийный альбом с одноимённым названием в только 1973 году и своим трудолюбием утвердились на музыкальном рынке.
Первоначально пластинка должна была называться "Brave Belt III", так как она следовала за альбомом "Brave Belt II", выпущенным предыдущим составом группы, известным как "Brave Belt".
В дебютной работе группа значительно переработала материал «третьего» альбома и представила новое для себя направление, отражающее блюзовые и гаражные инстинкты, играя гитарный рок, основанный на мощных аккордах и частых риффах. И это оказалась выигрышная формула.
Несмотря на то, что синглы с альбома не стали хитами, в 1974 году RIAA присвоила ему золотой статус. Такие треки, как "Gimme Your Money Please", "Hold Back the Water" и "Blue Collar", продемонстрировали их энергичный рок-стиль, который они впоследствии и развивали.
От этой музыки просто прёт дикой энергией рок-н-ролла. Невероятно искусный квадрафонический микс раскрывает все секреты их исполнительского мастерства и роскошь аранжировок, которую невозможно услышать в стерео, и которую не ожидаешь услышать в столь простой по форме музыке.
Примите мои настойчивые рекомендации к приобретению!
Другие альбомы с окружающим звучанием в схожей стилистике:
Bachman-Turner Overdrive "BTO II" SACD 4.0: Гимн трудоголикам
Bachman-Turner Overdrive "Not Fragile" DTS 5.1: Что Quadra-тно, то не хрупко!
Бандероль с 10 дисками SACD 4.0 из Великобритании. Распаковка.
Santana "Santana" SACD 4.0: Взрывной дебют
The Doobie Brothers "The Captain And Me" DVD-A 5.1: Ковбои из салуна
Poco "Cantamos" SACD 4.0: Quadra-тные песни
The Guess Who "American Woman" SACD 4.0: Роковая американка
Van Zant "Van Zant II" DVD-A 5.1: Фамильные ценности
Van Zant "Brother To Brother" MLP 5.1: Подарки от братьев
Lynyrd Skynyrd "Southern Surroundings" DVD-A, Blu-ray 5.1: Болотная музыка
Edgar Winter "Jasmine Nightdreams" DTS-CD 4.0: Quadra-тные грёзы Жасмин
Loggins & Messina "Full Sail" SACD 4.0: Под всеми Quadra-парусами
Rory Gallagher "Big Guns: The Very Best Of Rory Gallagher" SACD 5.1: Портрет гитарного героя
Rick Derringer "All American Boy" SACD 4.0: Квадра-стандарт
Σ = 10
Рейтинг многоканального ремикса в баллах, где:
1 = микс, который хуже, чем стерео 2.0;
2 = то же, что и стерео 2.0;
3 = чуть лучше, чем стерео 2.0: эхо в тылах, активен центр;
4 ~ 9 = нарастание интенсивности микса;
10 = максимальная оценка за микс.
Канал Multi-Channel Surround AudioDisc – ваш путеводитель по миру объёмного звучания в музыке. Здесь не обсуждается её художественная ценность, ибо для этого существует ваше святое - личный вкус. Задачей же являются экспертные рекомендации и рецензирование многоканальных ремиксов (4.0, 5.1 и т.д.) в музыкальных альбомах, их популяризация через аргументированный рейтинг.
Другие музыкальные альбомы с многоканальным звучанием в форматах 4.0, 5.1, и т.д., представленные на канале:
Poncho Sanchez "Out Of Sight!" SACD 5.1: В компании с Рэем Чарльзом
Return To Forever "Musicmagic" SACD 4.0: Джаз-роковое волшебство
Pete Escovedo "Mister E" SACD 5.1: Господин Карнавал
Калибрую звук под своё помещение – Audyssey
"The Red Room - Красная комната" Питера Гэбриэла
Paul McCartney & Wings "Band On The Run" DTS-CD 5.1: Хо-хэй-хо!
Van Der Graaf Generator "Pawn Hearts" DVD, BD 5.1: Просто шедевр
Van Der Graaf Generator "Godbluff" DVD, BD 5.1: Смесь тьмы и хаоса
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше о многоканальной музыке. Обязательно посетите мой сайт, посвящённый этой теме, где можно приобрести фирменные многоканальные диски. Вступайте также группу в VK Multi-channel 5.1 Audiodisc
"Like - Лайк" и комментарии приветствуются: делитесь своими впечатлениями от услышанных ремиксов. Благодарю за Ваш интерес к многоканальной музыке!