Найти тему

Паровозы серии Э — рекордсмены Гиннеса!

Туристический ретро-поезд на паровозной тяге в районе озера Кармаланьярви. Паровоз Эу
Туристический ретро-поезд на паровозной тяге в районе озера Кармаланьярви. Паровоз Эу

🚂 Паровозы серии Э (Эховские) были созданы в 1909 году инженером Вацлавом Лопушинским. Они стали мировым чемпионом по численности среди локомотивов. В период 1912-1957 было построено около 11 000 штук, что вписало локомотив в книгу рекордов Гиннеса.

Их осевая формула 0-5-0, это были первые паровозы такого типа в России. Первая модель была построена для частной Владикавказской железной дороги. Буква Э в названии не несет в себе никакой особой информации. В соответствии с введенным в 1912 году централизованным обозначением локомотивов, паровозу 0-5-0 была присвоена одна из оставшихся неиспользованных букв русского алфавита.

У локомотива было множество модификаций, которые последовательно улучшали оригинал:

Эш — паровозы выпускались в Швеции с 1921 по 1924 год по отечественному заказу. По конструкции аналогичны серии Э 1917 года. Сейчас такой паровоз можно увидеть на станции Ладожское озеро или в Музее железных дорог России.

Паровоз Эш-4444 в Музее железных дорог России
Паровоз Эш-4444 в Музее железных дорог России

Эг — паровозы немецкого производства. Особой комиссии удалось договориться о строительстве паровозов не только со Швецией, но и с Германией, которая предложила куда более скромную цену. Последний сохранившийся Эг можно увидеть в законсервированном виде в Таганроге.

Эу — усиленная версия, выпускавшаяся с более развитым парогенератором, позволившим поднять мощность локомотива на 15%. Паровозы Эу получили широкое распространение на дорогах СССР. Было выпущено не менее 2000 локомотивов этой серии, многие из них сохранились до наших дней.

Паровоз серии Эу
Паровоз серии Эу

Эм — модернизированный, выпускался с 1931 по 1935 год. От серии Эу отличался в первую очередь повышенным давлением пара в котле, соответственно, более высокой мощностью. Именно на его основе позже был создан паровоз СО — "Серго Орджоникидзе". В начале Великой Отечественной войны паровозы Эм были идеальными прифронтовыми локомотивами: достаточно мощными, но не очень тяжелыми.

Эр — реконструированный, до 1944 года строился советскими заводами, а после — импортировался из стран-членов Варшавского договора. Ещё более мощный паровоз с удлиннённой топкой. Несмотря на то, что многие единицы были уничтожены во время Великой Отечественной войны, часть из них сохранилась в виде памятников. Некоторые машины восстановлены и до сих пор используются в ретро-турах.

📍 А у вас есть фото с паровозом серии Э? Поделитесь в комментариях!

Станция "Ржевский мемориал", паровоз серии Эр на постаменте
Станция "Ржевский мемориал", паровоз серии Эр на постаменте