Найти тему

Как воспитать ребенка лидером?

Родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились, были воспитанными, вежливыми и стали успешными. Не последнюю роль в этом играют лидерские качества человека. О том, как воспитать своего ребенка лидером, поделилась Юлия Романова, доцент Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского.

Лидер в переводе с английского «ведущий, указывающий путь». Не каждый становится лидером, поэтому нет необходимости навязывать человеку какую-то конкретную манеру поведения. Желательно воспитывать определенные качества без навязывания. Для этого нужно знать, как ведет себя лидер в той или иной ситуации.

Как распознать, что ваш ребенок-лидер?

Можно ли распознать лидера в своем ребенке, не прибегая к помощи специалистов? Да. Сделать это легко с помощью игровых приемов. Существуют и специальные игры, которые помогают распознать в малыше организатора.

Ребенка-лидера можно определить по следующим признакам:

  • Лидер с легкостью привлекает внимание окружающих, быстро находит с ними общий язык. Он не добивается собственных целей криками и требованиями, попытками унизить сверстников.
  • Ребенок с лидерскими качествами не стремится вступать в конфликты, всегда готов ответить за собственные действия. Он предпочитает не демонстрировать таланты, но все равно притягивает взгляды и заставляет обращать на себя внимание.
  • В большинстве случаев лидерские черты проявляются с раннего возраста. Такие дети умеют грамотно планировать собственный день, просчитывают сразу несколько ходов и развитие событий.
  • Ребенок с лидерскими качествами самостоятельно придумывает игры и знает, как следует справляться с определенными делами.
  • Лидер всегда проявляет любознательность, стремится узнать нечто новое и обожает наблюдать за окружающими детьми, анализировать их поведение в разных ситуациях.

Лидерские качества не всегда появляются в детстве, поэтому не стоит паниковать. Мама и папа должны прививать их малышу и развивать дальше. Это важно для всех детей, так как помогает сформировать правильные модели общения и достижения успеха в жизни. Чтобы стать лидером, например, в классе, школьник должен обладать способностями организатора. Такие ребята всегда готовы взять на себя ответственность, у них уже в начальной школе развита воля и тяга к успеху.

Лидеру важно получать поддержку не только от школьных товарищей, но и от родителей и учителей. Признание со стороны старших является дополнительным стимулом для развития сильных качеств личности.

Что надо знать о негативных последствиях лидерства?

Психологи предупреждают родителей, что лидерство включает в себя не только положительные качества, но и некоторые негативные последствия.

Например, следует понимать, что лидер в классе постоянно ощущает напряжение, ему трудно расслабиться. Он может испытывать страх, бояться оступиться и совершить неправильный поступок. Даже небольшая ошибка может лишить его статуса.

Лидером быть сложно, поэтому взрослым необходимо оказывать поддержку для спокойствия и успеха школьника. Например, следует объяснить, что нет необходимости зависеть от чужого мнения, нужно не бояться высказывать собственную позицию.

Ребенок-лидер часто забывает про собственные желания, стараясь завоевать всеобщее расположение. В таком случае родителям стоит объяснить ему, что невозможно оставаться хорошим для всех и каждого.

Как родители могут развить в ребенке лидерские качества?

Родители уверены, что если в ребенке есть задатки лидера, то им не нужно ничего делать. Психологи предупреждают, что ребенок по мере взросления может полностью поменять манеру поведения, забыть о лидерских качествах и перестать их использовать. Поэтому родителям необходимо постоянно заниматься развитием лидерских качеств у ребенка, оказывать ему поддержку.

Рекомендации психолога, как воспитать ребенка лидером:

  1. Следует уважать мнение своего ребенка, общаться с ним, интересоваться его жизнью и увлечениями. Во время разговоров взрослым важно высказать собственное мнение по определенному вопросу и узнать мнение ребенка.
  2. Развивайте у ребят способность к публичным выступлениям. Желательно предоставлять возможность участвовать в конкурсах, делать постановки для близких людей. Пусть ребенок будет готов продемонстрировать свои таланты масштабной аудитории.
  3. Родителям полезно поиграть с ребенком в интересную игру. Необходимо взять знакомые фотографии, положить в ящик и вытаскивать по одной. Потом предложить описать изображение, внешность человека, его профессию и увлечения, характер, но делать это важно только от первого лица, словно малыш рассказывает о себе. Малыш при этом расширяет словарный запас, учится определять достоинства и недостатки окружающих, хвалить их.
  4. Можно играть с малышом в картинную галерею и предлагать ему описать картины. Пусть ребенок почувствует себя в роли экскурсовода
  5. Родители должны позаботиться о том, чтобы у ребенка появилось интересное увлечение, которое будет ему нравиться. Именно хобби способно обогатить внутренний мир, показать скрытые таланты человека. Профессиональные занятия позволят малышу стать дисциплинированным и целеустремленным.
  6. Ребенка следует вовлекать в общение со взрослыми, сначала пусть это будут его родные или сами родители. Затем привлекать к разговору с чужими людьми: продавцом, врачом и т.д.
  7. Родители должны объяснить ребенку, что у каждого в жизни могут быть поражения, поэтому нужно уметь с достоинством принимать их. Важно объяснить, что с первого раза у многих ничего не получается, необходимо практиковаться и стремиться достичь желаемое.
  8. Рекомендуется создать разнообразный досуг ребенка, потому что чем больше он увидит, тем больше будет знать. Если воображение и интеллект малыша развиты, он сможет с легкостью завязать разговор даже с незнакомыми людьми. Ребенок должен читать книги, ходить на занятия, выезжать на природу.
  9. Ребенок при постановке целей с большей вероятностью сможет их добиться. Инициативность – это тоже важное качество для лидера.
  10. Ребенку необходимо давать больше самостоятельности в действиях и принятии решении. Необходимо развивать в ребенке ответственность за свои поступки. Контроль при этом необходим, но не в приказном тоне. Необходимо направлять детей и помогать им принимать решения с помощью советов. Кроме этого, можно давать несколько вариантов на обдумывание, чтобы ребенок сам пришел к своему решению или выбору.

Важно, чтобы ребенок осознавал, что семья его обязательно защитит при необходимости. Естественно, не стоит предупреждать удары судьбы и оберегать от них ребенка, потому что все должны учиться на собственных ошибках. Однако во время беды и катастрофы ребенок должен понимать, что может опереться на родных. Только тогда он будет готов действовать, а не бояться поражений.