Найти тему
Юнгианский аналитик

ДЕТСКИЙ АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ: КТО ТАКОЙ И ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ

Оглавление

Сегодня мне хочется рассказать вам о детском юнгианском анализе. Я работаю не только со взрослыми: у меня есть и маленькие пациенты. И методы работы детского юнгианского анализа несколько отличаются от «взрослых». И поэтому сегодня я хотела бы рассказать вам о том, что представляет собой детский юнгианский анализ, и чем занимается детский юнгианский аналитик.

Начнем издалека. Основательницей метода детского психоанализа по праву можно считать Анну Фрейд — младшую дочь Зигмунда Фрейда. Анна посвятила большую часть своей жизни исследованиям в области детского психоанализа и применению идей и методов классического психоанализа в педагогике.

Анна и Зигмунд Фрейд
Анна и Зигмунд Фрейд

Ее исследования были направлены, в основном, на применение методов психоанализа в «сложных» случаях для коррекции поведенческих проблем или проблем с обучением у детей. Результаты своих исследований Анна Фрейд выделила в отдельное направление — эго-психологию — и впоследствии преподавала это направление в Венском психоаналитическом институте. По мнению Анны Фрейд, процесс развития ребенка сводится к его социализации — то есть, адаптации к обществу и его запросам. Этот процесс строится на постепенной замене принципа удовольствия принципом реальности: если в раннем детстве вся жизнь ребенка подчиняется удовлетворению его потребностей, то по мере взросления ребенок должен постепенно привыкать к мысли, что мир существует не только для того, чтобы удовлетворять его потребности. И именно то, насколько успешно его Эго сможет адаптироваться к лишениям и неудовольствию, определяет степень его психической зрелости и психического здоровья. В целом, это справедливо и сейчас.

Помимо Анны Фрейд, в этом направлении работала Мелани Кляйн — британский психоаналитик, которая стояла у истоков детского игрового психоанализа. Несмотря на то, что во многом их идеи с Анной Фрейд расходились — они вели между собой оживленную полемику, в результате которой в Британском психоаналитическом обществе произошел раскол — Мелани Кляйн также сделала весьма существенный вклад в развитие детского психоанализа, введя технику игры для работы с детьми.

Мелани Кляйн
Мелани Кляйн

И, когда речь заходит о детском психоанализе, невозможно не упомянуть имя Дональда Винникотта — британского педиатра и детского психоаналитика, современника и ученика Мелани Кляйн, также члена Британского психоаналитического сообщества. На своих терапевтических сеансах с детьми Винникотт использовал разработанную им же самим технику «игры в каракули», и в результате переосмысления учения М.Кляйн, выбрал сторону независимого психоанализа.

Дональд Винникотт
Дональд Винникотт

Зарождение юнгианского детского анализа

Направление Юнгианского анализа существенно расширило область работы с маленькими пациентами. Изначально Юнг, в случаях, когда к нему обращались родители «проблемных» детей, ограничивался проведением анализа для родителей, поскольку полагал, что поведение ребенка напрямую обусловлено родительским влиянием:

«Самая важная цель воспитания подрастающего ребенка, кажется, — освободить его от бессознательной привязанности к воздействию его первого окружения таким образом, чтобы он мог взять оттуда все ценное и отбросить все ненужное»
К.Г.Юнг

Юнг считал, что детские неврозы — это результат плохого духовного состояния их родителей, и, соответственно, работать следует именно с родителями, а дети потом «починятся» сами собой. Это убеждение, как мы сейчас уже понимаем, справедливо лишь отчасти.

«Мать передает своему ребенку не постулаты морали, не прописные истины, которые формировали бы характер ребенка в процессе развития; решающее влияние оказывают личные аффективные состояния и бессознательное родителей и учителей. Скрытые конфликты родителей и тайные переживания, подавленные желания, все это влияет на эмоциональное состояние ребенка (…), которое мягко, но уверенно, хотя и неосознанно, проникает в его душу».
К.Г.Юнг

Однако, по мере погружения в вопрос, Юнг все же пришел к выводу, что работа с детьми сама по себе имеет глубокий смысл, но смысл этот отличен от принципа работы со взрослыми. Ребенок от рождения уникален, и наделен неким набором индивидуальных черт, которые ему необходимо помочь осознать, сберечь, развить, и тем самым сохранить его самость, развить его индивидуальность и поспособствовать  формированию его внутренней целостности. Однако, сохранение его Я должно идти параллельно с процессом социализации — приспособления к законам и правилам общества, в котором ему предстоит жить. Эти процессы — болезненны, и именно в этом ребенку требуется помощь взрослого: чтобы с минимальными потерями и травмами пройти через эту боль взросления, научиться справляться с неудовольствием, но при этом сохранить ощущение собственной значимости и ценности. То есть, по сути, ребенку нужен взрослый, компетентный и опытный проводник на его пути к индивидуации.

Кроме того, ребенку требуется помощь с дифференциаицией — психологическим отделением от матери, а в дальнейшем — и от других представителей так называемого «коллективного психического». В идеале, дифференциация подразумевает независимость от общественного мнения, развитие критического мышления, нонконформизма и умения сопротивляться давлению общества. То, чего многим из нас сегодня очень не хватает для счастья, правда?

Чем же занимается детский юнгианский аналитик?

Как и во многих других направлениях психологии, в юнгианстве мы работаем с детьми через тот привычный для них вид деятельности, с помощью которого они познают мир: через игру и творчество. Именно через игру и воображение ребенок обычно проявляет то, что его беспокоит, и может продемонстриовать то, что важно для него.

Одна из самых важных задач аналитика в случае работы с детьми — это создание безопасного пространства и установка границ для аналитической работы: как личностных, так и пространственно-временных. Тут важны четкие правила и определенное время для встреч — все это очень важная часть работы, которая дарит маленьким пациентам чувство уверенности, безопасности и стабильности, без которых сложно расслабиться и довериться незнакоммоу человеку.

Самыми популярными методами юниганского детского анализа на сегодня являются сказкотерапия и песочная терапия.

Сказкотерапия

Сказкотерапия — это больше терапевтический метод. Терапевт, основываясь на том, что он знает о ребенке, подбирает или придумывает для него Сказку: именно ту, которая поможет ему справиться с той или иной сложной или травмирующей ситуацией в жизни, разбудит в нем внутреннего мудреца, научит опираться на свои внутренние силы и следовать по своему собственному пути. Сказка — это обращение к коллективному бессознательному ребенка, к его архетипическим началам, которые еще не осознаны им, но уже присутствуют в нем с самого рождения. И это именно та форма терапевтического воздействия, которую ребенок в состоянии услышать и безусловно принять.

Юнгианская песочница

Песочная терапия предполагает работу с символами, содержащимися в бессознательном, которые представляют собой безграничное пространство возможностей для проявления, роста и развития. Кроме того, песочная терапия прекрасно зарекомендовала себя, как диагностический метод, способный проявить то, что тревожит и угнетает ребенка.

Те символы, которые ребенок воссоздает при помощи юнгианской песочницы — и есть тот самый метод исследования и способ найти путь к тому, что требуется проявить, и с чем нужно работать. Именно через эти символы и образы мы можем увидеть тот опыт, который он проживает на данном этапе своей жизни. Через символы же он проявляет свое бессознательное, открывая нам доступ к нему.

Классическая юнгианская песочница – метод, который с конца 50-х годов 20 века используют в детском юнгианском анализе и смежных направлениях. Метод основан на идеях К.Г.Юнга, М.Левенфельд и Д.Калфф. Именно Дора Калфф является автором этого метода.

Главным инструментом в песочной терапии является так называемая «психологическая песочница» голубого цвета с речным песком, где сама песочница символизирует небо, а песок — землю. По сути — это символическое изображение мира, в котором ребенок может делать все, что угодно. Ребенку предлагаются различные мелкие игрушки или другие предметы, которыми ему нужно «наполнить» его мир. Смысл песочной терапии заключается в свободном творческом процессе, пробуждающем искренние эмоции и глубинные переживания. Каждая фигурка, поставленная в песочницу, заключает в себе свой смысл и образ, и имеет свою историю: важен как сам выбор фигурки, так и причины, по которым ребенок сделал именно этот выбор.

Эти методы идеально дополняют друг друга — юнгианская песочница служит отличной диагностической методикой, а сказкотерапия, соответственно, используется для корректирующей работы с тем, что выявила диагностика. И по моему опыту, это одно из самых интересных, универсальных и глубокий направлений в современной детской психологии.

В следующих статьях я подробнее расскажу о методах детского юнгианского анализа — как конкретно работает диагностика и терапия.

Запись на консультацию +7 (903) 723-27-99, Алия Митрузаева.