Произведение Дины Рубиной под названием "На Верхней Масловке" по объёму похоже на небольшой роман, но мне кажется, что это всё-таки повесть.
Сначала мне показалось, что это сатира - столько язвительных замечаний на страницу я не видела ни у одного из писателей. Но! Эти подколы исходили не от автора повести, а от действующих лиц. какие же там - на этой Верхней Масловке язвы, однако!
Но потом я поняла, что это, всё-таки, драма.
Повесть мне понравилась и когда я искала иллюстрации для фотошопа, узнала, что существует и экранизация. Но с нашими киноделами в последние десятилетия случилось что-то непонятное и фильмы, и сериалы не получаются из раза в раз - поэтому я ограничусь повестью и обсуждать буду именно повесть.
В повести раскрываются непростые взаимоотношения между пожилой женщиной - скульптором и ухаживающим за ней ни молодым, ни старым, ни умным, ни глупым, ни талантливым, ни бездарным театроведом. Которому ещё и жить негде.
Прежде эти годы расцвечивала ее жизнь, одарённость, воля, а что станет с ним теперь, когда ее нет? Она измучила его, изгрызла нервы, отняла достоинство, но питала своей драгоценной любовью к жизни. Все эти годы он жил за счёт её энергии, жил от электрической сети ее таланта и мужества, он был древесным грибком на могучем древе ее жизни...
Хотя, на мой личный субъективный взгляд, Рубина слишком предвзята к своему Петру - да Пётр и здесь есть. По-моему, Петр и Анна Борисовна взаимно друг друга обгрызли, чуть ли не костей, достаточно прочитать их перепалки.
В этой повести, автор отошла от образности повествования, как в "Синдроме Петрушки", но нет-нет, а и здесь проскальзывает эта же образность, в описании обычных вещёй. И в этой повести развёрнут непревзойдённый слог Дины Ильиничны. Но если в "Синдроме Петрушки" изюминка - образный язык, то в "На верхней Масловке" - язвительные реплики фокальных персонажей. Да, эти реплики очень оживили повествование, но! Всё-таки какая я счастливая, что не знакома с этими людьми искусства - не хотелось бы мне стать мишенью для ядовитых стрел их языков.
А сейчас мне очень хочется привести вам несколько отмеченных мной цитат из повести. Эти цитаты настолько великолепны, а я вас всех настолько люблю, что не могу вам лишить удовольствия, которые испытала сама, читая книгу:
- -Да! <...> мне есть чьи пороги коленями отирать!! Есть лестницы, кроме музейных, с которых меня спускают!!
- - ...И прекратим эту грызню. Вы все равно ничего не поймёте, потому что не слышите и не видите других людей...
- Это был писк его торжества.
- - ... лет через десять перейдёте в другую весовую категорию и всё сможете сказать. В пределах, конечно, разумного.
Может показаться, что концовка нелогична: Пётр столько натерпелся, так стремился к этому - и на тебе! Но по-мойму всё же логично: мне кажется, что несмотря ни на что, он всё же полюбил эту яз_ву Анну Борисовну, и после всего остался опустошён. Да и бабулька, хоть и тянула из него жи_лы ( в фигуральном смысле), а всё же тоже его по своему любила, по крайней мере, мне так показалось.
А теперь я с вами пока прощаюсь. Вот тут есть ссылка на обзор другого романа этой же автора:
Пока!