Найти тему
AUTOMPS

Пошлины подняли - привет, торговая война?

Картина сегодняшнего дня: автомобили BYD ждут отправки на экспортные рынки в порту Шэньчжэня, провинция Гуандун, Китай
Картина сегодняшнего дня: автомобили BYD ждут отправки на экспортные рынки в порту Шэньчжэня, провинция Гуандун, Китай

Факт остаётся фактом: сегодня Европа является основным направлением экспорта китайских электромобилей. По данным аналитического центра Rhodium Group, в прошлом году стоимость импорта электромобилей в ЕС из Китая составила $11,5 млрд по сравнению с $1,6 млрд в 2020 году. Рост заметный, правда?

И вот в среду, 12 июня,
Еврокомиссия уведомила автопроизводителей о введении с 4 июля 2024 года дополнительных импортных пошлин на электромобили из Китая, которые будут достигать 38,1% для производителей из Поднебесной.

Понятно, что за этим решением последуют ответные меры Китая. Пока не понятно, какие именно. Но кое-какие выводы уже сделать можно, и в связи с этим напрашивается вопрос: а может ли из-за европейских тарифов разгореться настоящая торговая война?

Ситуацию с тарифами и возможные риски решили проанализировать эксперты отрасли. Давайте разбираться (со ссылками на профильные агентства).

Что всё-таки будет дальше

Volkswagen Tiguan для китайского рынка, фото с Пекинского Автосалона 2012
Volkswagen Tiguan для китайского рынка, фото с Пекинского Автосалона 2012

Очень вероятно, что происходящие сейчас изменения положат начало интенсивным переговорам между Пекином и Брюсселем, направленным на предотвращение разрушительной торговой войны. Тем более, что ЕС должен решить к ноябрю, принимать ли тарифы на постоянной основе (5-летние, прим. AutoMPS).

Реакция Пекина на тарифы
«может привести к торговой войне [с Европой], которая будет разрушительной для Региона, который всё еще сильно зависит от цепочек поставок, в которых доминирует Китай, для достижения своих высоких климатических целей», — заявил Уилл Робертс, глава "автомобильные исследования" консалтинговой компании Rho Motion.

В ответ на заявление ЕС Министерство торговли Китая обвинило блок в «создании и эскалации торговой напряжённости» и заявило, что этот шаг нанесёт ущерб
европейским потребителям. В своём заявлении Министерство пообещало принять «все необходимые меры для решительной защиты законных прав и интересов китайских компаний».

Есть большие риски и для европейских автопроизводителей. Многие из них производят автомобили в Китае, а затем экспортируют их в Европу, и теперь это будет обходиться дороже из-за более высоких тарифов. Кроме того, немецкие автопроизводители в значительной степени полагаются на Китай в плане продаж (
Volkswagen, Audi...), и ответные меры со стороны Пекина могут по-настоящему усложнить им жизнь.

«Пекин, скорее всего, будет использовать как кнут, так и пряник для создания оппозиции делу Комиссии в надежде, что появится достаточно большая группа государств-членов [ЕС]… чтобы заблокировать постоянные пошлины, которые ЕК собирается ввести [с ноября]», — заявили аналитики Rhodium Group в недавнем отчёте.

Например, Китай может поднять пошлины на импорт автомобилей из ЕС до 25% с нынешнего уровня в 15% или ударить по другим позициям европейского экспорта, таким как вино и предметы роскоши.

Пекин уже начал антидемпинговое расследование в отношении бренди, импортируемого из ЕС, и не исключено, что может ввести пошлины, которые ударят по французским производителям коньяка.

Хотя при благоприятном стечении обстоятельств, на что Китай, очевидно, не пойдёт (по крайней мере, в ближайшем будущем предпосылок к этому нет), в качестве альтернативы Пекин мог бы пообещать инвестировать в страны ЕС и пообещать лучший доступ на рынок Китая для фирм ЕС...но это скорее утопия!

Германия против Франции

Олаф Шольц, федеральный канцлер Германии: "Пошлины на китайские электромобили в конечном итоге сделают всех беднее"
Олаф Шольц, федеральный канцлер Германии: "Пошлины на китайские электромобили в конечном итоге сделают всех беднее"

Тем временем страны-члены ЕС разделились во мнениях по поводу тарифов. В то время как Франция и Испания выступают за введение доп. пошлин, политики и руководители компаний автомобильной промышленности в Германии категорически против.

Выступая в субботу,
канцлер Германии Олаф Шольц заявил, что протекционизм и изоляция «в конечном итоге просто делают всё дороже, а всех беднее». Шольц добавил: «Мы не закрываем наши рынки для иностранных компаний, потому что мы не хотим этого и для наших компаний».

Посмотрев на Штаты

Перечень товаров китайского производства и тарифные сетки на них
Перечень товаров китайского производства и тарифные сетки на них

Тем не менее, повестка необходимости защиты европейских автопроизводителей зазвучала ещё громче в прошлом месяце после того, как китайские электромобили, продающиеся в США, "попали под раздачу". Президент Джо Байден в четыре раза увеличил импортные пошлины на китайские электромобили до 100% в рамках широкого пакета тарифов на товары из Китая, включая полупроводники и аккумуляторы.

Учитывая конкурирующие приоритеты, которые должны были учитывать европейские чиновники, они, естественно, не могли быть такими же жёсткими в своём подходе к дешёвым китайским электромобилям, как американцы.

Вообще, что нам говорят прогнозы? В апрельском отчёте
аналитики Rhodium Group заявили, что европейские пошлины на электромобили из Китая должны быть в размере хотя бы 40–50% - тогда ещё можно говорить о том, «чтобы сделать европейский рынок непривлекательным для китайских экспортёров". А для гиганта BYD тарифы, вероятно, должны быть ещё выше, чтобы быть эффективными, добавили они, учитывая объёмы производства и прибыль, получаемую Автогигантом.

Китайский автогигант электромобилей BYD намерен построить свой первый завод в Венгрии с 6-значным годовым объёмом производства за 2 года
Китайский автогигант электромобилей BYD намерен построить свой первый завод в Венгрии с 6-значным годовым объёмом производства за 2 года

Хотя конечно, читая обо всём этом, не надо исключать того, что китайские автопроизводители всё же начнут вкладываться в развитие местного европейского производства, как это уже делают, например, BYD в Венгрии и Chery в Испании. Но это уже немного другая история...

В общем, какая-то такая ситуация вырисовывается сейчас на европейско-китайской арене. Всё-таки будет интересно посмотреть, что же предпримет Пекин в ответ на "недружественные" действия Еврокомиссии. Теперь вы понимаете, почему пострадает парень по имени Илон?

Друзья! Больше актуальных и интересных новостей из мира авто, подробностей о новинках мирового и отечественного автопрома, а также ключевой статистики авторынка - в нашем Telegram-канале :) Присоединяйтесь - мы постараемся Вас не подвести))) #MPS