Мы говорим про BYD Seagull: построенный в Китае небольшой полностью электрический хэтчбек, который стоит всего 69 800 юаней (или менее 10 000 долларов США – около 920 тысяч рублей!) и который приносит огромную прибыль китайскому производителю.
Если быть точнее, волнует не сам электромобиль, а его цена – и его потенциал революционизировать автомобильную промышленность по всему миру.
Этот последний момент — прибыль от электромобилей, которую многие автопроизводители по большей части не смогли получить, — в сочетании с экспансией китайских автопроизводителей в Европу, Латинскую Америку и другие страны, заставляет руководителей автомобильной отрасли и политиков сильно навострить уши и поднапрячься.
Давайте разберёмся на примере США. Чем так обеспокоены американцы?
Хотя BYD Seagull («Чайка») ещё не продаётся на территории США, BYD расширяет производство своих автомобилей по всему миру, и некоторые полагают, что появление новых автомобилей китайского BYD в США — лишь вопрос времени.
Мировые автопроизводители опасаются, что китайские конкуренты, такие как BYD, поддерживаемая Уорреном Баффетом, могут наводнить их рынки, снизив внутреннее производство и цены на автомобили в ущерб их собственной автомобильной промышленности.
«Появление на американском рынке дешёвых китайских автомобилей, которые настолько недороги, потому что они подкреплены властью и финансированием китайского правительства, может в конечном итоге стать событием уровня вымирания для автомобильного сектора США», — об этом говорится в докладе, опубликованном в прошлом месяце Alliance for American Manufacturing, американской производственной правозащитной группой.
В прошлом году BYD продала 1,57 миллиона аккумуляторных электромобилей по сравнению со 130 970 «электричками» в 2020 году. Такого роста продаж было достаточно, чтобы превзойти Tesla и стать крупнейшим в мире производителем электромобилей в IV квартале 2023 года.
Стремительный рост BYD и других китайских автопроизводителей побудил генерального директора Tesla Илона Маска в январе предостеречь мировых лидеров, что китайские автопроизводители просто «уничтожат» глобальных конкурентов без введения торговых барьеров.
Бернштейн сообщает, что рост BYD, включая продажи неэлектрических автомобилей, произошел за счёт поставок большего количества автомобилей за пределы Китая: на зарубежные рынки пришлось около 10% от более чем 3 миллионов продаж BYD в прошлом году, что удвоило эту долю с начала года!
А теперь что говорит большинство автоэкспертов, тестировавших «китайца». Если коротко.
«Езда на BYD Seagull (“Чайка») ничем не отличается от вождения Chevrolet Bolt, Nissan Leaf или BMW i3. Он быстро ускоряется. Он тихий. У него красивые экраны, сочетание пластика и мягких материалов, включая спортивные и удобные сиденья».
Seagull, также известный в Латинской Америке как BYD Dolphin Mini, немного меньше, чем снятый с производства Chevrolet Bolt EV от GM. Заявленный запас хода – до 306 км на одной зарядке (или 402 км для спецверсий), - ниже, чем у многих электромобилей, продаваемых сегодня в США, но соответствует многим полностью электрическим автомобилям первого поколения. Максимальная скорость составляет около 130 км/ ч, а мощность всего 74 лошадиные силы…
Но основные отличия китайского Seagull кроются в конструкции, батареях и комплектующих.
Консалтинговая фирма Caresoft разобрала BYD Seagull по частям, чтобы сравнить небольшой электромобиль с автомобилями других стартапов и традиционных автопроизводителей. Эта мичиганская фирма с несколькими офисами по всему миру разобрала и протестировала более 30 электромобилей китайского производства от таких компаний, как BYD, Nio, XPENG и других.
Caresoft проводит цифровой и физический анализ каждой части машины: от болтиков и защёлок до сидений, двигателей и корпусов аккумуляторов. Затем Фирма определяет, как её клиенты — это в основном автопроизводители и поставщики — могут повысить эффективность и сократить расходы на свою продукцию.
Так вот. Первоначальное исследование BYD Seagull показало, что он спроектирован, сконструирован и собран «эффективно и упрощённо», но «с неожиданным качеством и ожидаемой надёжностью».
«То, что они сделали, сделано очень хорошо», — сказал Терри Войчовски, президент компании Caresoft Global. «Машина сделана эффективно».
За свою цену BYD Seagull – очень хорошо оснащённый автомобиль. При этом BYD в начале этого месяца даже снизил стартовую цену автомобиля на 5% по сравнению с примерно 11 000$ (чуть > 1 млн рублей) в начале этого года.
Несмотря на низкую цену, компания по-прежнему зарабатывает «немного денег» на Seagull или, как минимум, выходит на уровень безубыточности, заявил генеральный директор Caresoft Мэтью Вачапарампил во время автомобильной конференции, организованной Федеральной резервной системой Чикаго в январе.
Чтобы BYD мог продавать Seagull в США, ему придётся соответствовать федеральным требованиям США к транспортным средствам, что приведёт к дополнительным затратам на автомобиль.
Но электромобиль, скорее всего, всё равно сможет выйти на рынок США по цене на десятки тысяч долларов (!) дешевле, чем текущая средняя цена электромобиля в США, которая, по данным Cox Automotive, составляет, на минуточку, более 52 000 долларов!!!
В прошлом месяце BYD объявила, что начнёт продавать электромобиль Seagull/Dolphin Mini EV в Мексике по цене 358 800 песо (или около 20 990 долларов США).
По данным Caresoft, китайская BYD добилась успеха в области аккумуляторных технологий, внутренних сорсинга и поставок, также известных как вертикальная интеграция, и производства деталей. Наиболее примечательной является разработка компанией BYD более дешёвых аккумуляторных технологий, которые намного дешевле в производстве, чем литий-ионные аккумуляторы, обычно используемые в электромобилях США.
Кстати, компания BYD первой применила аккумуляторные технологии «Blade» в смартфонах и с тех пор превратилась в одного из самых известных автопроизводителей Китая)) Его внимание к эффективности транспортных средств напоминает лидера рынка электромобилей в США Tesla, которому на протяжении многих лет также удавалось снижать стоимость своих электрокаров.
Традиционные автопроизводители только сейчас пытаются имитировать некоторые процессы Tesla, такие как производственный процесс гигакастинга и вертикальная интеграция важнейших деталей, таких как двигатели, батареи и другие компоненты. Tesla быстро адаптируется.
Например, у Tesla Model 3 больше нет пола. Вместо традиционного кузова в основании автомобиля установлен высокозащищённый аккумуляторный отсек. Изменения такого типа, которые осуществила Tesla за последние несколько лет, обычно не происходят у традиционных автопроизводителей до полной модернизации модели автомобиля.
И BYD так же быстро адаптируется. Компания быстро выпустила новые и обновлённые продукты. Компания быстро наладила производство, а сейчас присматривается к организации производства в Таиланде, Бразилии, Индонезии, Венгрии, Узбекистане и, возможно, в Мексике!
Добавим к этому другие преимущества, такие как господдержка, более низкие затраты на рабочую силу и рост производственных мощностей, и Компания станет представлять растущую угрозу для мировых конкурентов.
Надо сказать, подъем китайской BYD происходит в непростое время для мировой автомобильной промышленности. В то время как китайские автопроизводители расширяются, традиционные американские автопроизводители сократились как на своём внутреннем рынке, так и в Китае.
Их спад в США произошёл с приходом японских автопроизводителей, таких как Toyota Motor, Nissan Motor и Honda Motor, а также, с недавних пор, южнокорейского автогиганта Hyundai Motor и его подразделения Kia.
Согласно отраслевым данным, так называемая «большая тройка» американских автопроизводителей — GM, Ford и Chrysler, которые сейчас принадлежат Stellantis — стали свидетелями того, как их доля на рынке США сократилась с 75% в 1984 году до примерно 40% в 2023 году.
Политики в США, обеспокоенные состоянием локальной автомобильной промышленности, нацелились на китайский импорт, а законодатели в Европе начали расследование роста популярности электромобилей китайского производства.
“Мы очень обеспокоены тем, что Китай продавливает нашу промышленность в Соединённых Штатах, хотя сейчас мы создаём невероятную основу производства», — заявила министр энергетики Дженнифер Грэнхолм 6 марта.
Сенатор-республиканец Марко Рубио из Флориды предложил резко повысить тарифы на импорт китайских автомобилей на 20 000 долларов за автомобиль, чтобы не дать стране «наводнить автомобильные рынки США».
В настоящее время электромобили китайского производства облагаются пошлиной в размере 27,5% при ввозе в Штаты. Это включает пошлину в размере 2,5%, которая обычно применяется к импортным автомобилям, плюс дополнительный тариф в размере 25%, введённый администрацией Трампа в 2018 году специально для автомобилей китайского производства.
Однако китайские автопроизводители по-прежнему могут строить заводы в Мексике и импортировать автомобили в США через USMCA, ранее входившую в Североамериканское соглашение о свободной торговле или НАФТА.
В связи с нависшей угрозой бывший президент США Дональд Трамп — лидер среди республиканцев в президентской гонке 2024 года — в субботу предложил ввести 100-процентный тариф на автомобили, производимые в Мексике китайскими компаниями, в случае его избрания на второй срок.
«Со временем мы увидели, что производители автомобилей в конечном итоге выходят на все важные рынки… В конечном итоге китайцы придут в США», — сказал Марин Гьяджа, главный операционный директор подразделения электромобилей Ford.
Гьяджа также заявляет, что, хотя Ford не может контролировать регулирование рынка или китайскую экспансию, он может «стать по-настоящему конкурентоспособным в технологиях, которые нужны клиентам» и стать более эффективным для привлечения клиентов.
Чтобы конкурировать с китайскими брендами, такими как BYD, Терри Войчовски (упоминали выше) утверждает, что традиционные автопроизводители должны учиться, разучиваться и быстро меняться.
Он сказал, что у таких компаний, как детройтские автопроизводители, есть «столетние процедуры, стандарты и другие рабочие процессы», которые они должны переосмыслить, чтобы лучше конкурировать с китайскими автопроизводителями, прежде чем такие автомобили, как BYD Seagull, прибудут на берега США.
«Вы должны учиться. Вам придётся отучиться, и сделать это быстро», — сказал он. «То, что вы занимаетесь чем-то уже 100 лет, не означает, что вы должны продолжать это делать. Это уже неуместно и неэффективно».
Да, американцам есть, чего бояться. Да и остальному миру тоже. А нам, похоже, плевать – пусть китайцы везут хоть сколько своих автомобилей на территорию РФ, пусть все комплектующие закупаются в Китае, пусть АвтоВАЗ страдает и теряет российский рынок, пусть мы будем тратить бюджет на поддержку не своего Автопрома, а китайского – живём же как-то. И так думают многие. К большому сожалению. #P
Друзья! Чтобы ничего интересного не пропустить и быть в курсе последних событий отечественного и мирового автопрома, рекомендуем подписаться на наш канал в Телеграме :)