Найти в Дзене

Аниме для всех и каждого: «Долой безделье» — школьная повседневность, успокоительная как кот

Как некоторые, наверное, знают, мы с друзьями ведем канал об аниме «Покебол с предсказанием», где в минувшем году немало внимания было уделено сериалу «Долой безделье». Обзор на него писал Серёжа Сергиенко, так что поделюсь соображениями об этом мотивирующем произведении тут, в формате наблюдений, а не ревью.

«Долой безделье»
«Долой безделье»

Аниме Skip to loafer — чертовски милое: причем не в том значении, которое нередко применяют в отношении детей или привлекательных людей. Оно очаровательно, подобно домашнему животному: уютному и самодостаточному, игривому и задумчивому, наивному и находчивому. Изящество «Долой безделье» (или «В лоферах вприпрыжку») не повторяет драматические и изобразительные линии других историй взросления, драм о движении к цели, мелодрам или ромкомов о школьных влюбленностях. Убеждая зрительниц и зрителей, как важно быть открытыми и деликатными, не забывая, конечно, верить в себя, и мангака Мисаки Такамацу, и авторы аниме-адаптации сохраняют главное: «самость» повествования, героинь и героев. Проще говоря, и в сюжете, и в репликах, и в чардизе есть индивидуальная мимика и моторика, которую, что называется, нарочно не придумаешь.

Итак, 15-летняя Мицуми Ивакура из приморского местечка в префектуре Исикава поступает в престижную токийскую школу, которая должна стать её первым шагом к мечте: пойти в политику и сделать родину лучше. Правда, уже в первый учебный день она сталкивается с непреодолимым препятствием: в мегаполисе очень много людей, дорог, транспорта — и добраться до места оказывается ой как непросто. Хорошо, что мимо проходил беззаботный одноклассник Сима Сосукэ, опознавший новенькую по униформе и сопроводивший прямо до актового зала, куда Мицуми вбегает босиком, торопясь на начавшуюся церемонию.

«Долой безделье»
«Долой безделье»

В «Долой безделье» трудно найти целиком оригинальную ситуацию, но каждая обретает индивидуальность благодаря небанально характерным персонажам: вроде тихони Макото или красавице Юдзуки, чье поведение меняется в зависимости от ситуации, а не диктует её развитие, как принято в ситуативной комедии (о подростках — в первую очередь). Неловкость Мицуми — лучшей из восьми учеников малой родины, старшей из трех детей в семье — объясняется не столько синдромом отличницы или карьерными устремлениями, сколько масштабом и ритмом жизни. Проще говоря, ей не нужно было выстраивать специфичную публичную линию среди людей, которых она знает с детства, тем более — в информационной и событийной насыщенности небольшого поселения, где всегда подстрахуют родители или подруга Фумино.

Может быть, она и наивна, но очень чутка к окружающим, потому что мир для нее соразмерен человеку, а не трещит от обилия потенциальных знакомств и задач (стремление Ивакуры всем помочь со временем начнет играть с ней дурную шутку). И она стойко учится понимать этот токийский муравейник, принципы и активности старшей школы, загадочно-отстраненного Симу, похожего на её любимого пёселя. Именно характер Мицуми задает покачивающуюся походку сюжета, в котором находится место и для классных активностей, и болтовни о жизни, и дел сердечных, и трудоголизма, и морального спада, и летней ленности, когда можно дома поваляться в компании арбуза. В эндинге и некоторых сценах её даже изображают шебутным котенком, беззаботно фланирующим по пестрому миру вокруг.

«Долой безделье»
«Долой безделье»

Если на содержательном уровне Skip lo loafer демонстрирует обезоруживающее всепринятие, то его эквивалентом в визуальных решениях выступает мимика Ивакуры: богатая, словно мы действительно подсматриваем за впечатлительным ребенком (как в документальном «Старше на десять минут» Герца Франка). Ведь сколько бы общественные условности и социальные сети ни учили нас держать лицо — на нем всё написано. И Мицуми в целом комфортно не только с окружающими — от трансгендерной тети Нао, чья идентичность никого не заботит, до педантичной выпускницы Токико, у которой каждый день расписан поминутно, — но и собственными эмоциями. Она не стесняется их показывать, переживать и двигаться дальше. Сколько бы раз Ивакура ни упала — она поднимется и продолжит. И остальные персонажи охотно присоединяются к ней в этом движении.

Подписывайтесь на «Покебол с предсказанием» (вот мини-гид по каналу, если не уверены). Или поддержите аниме-канал, если уже читаете и любите, что там творится. Все переведенные интервью можно прочитать тут.