Найти в Дзене

Судьба ИС-7. Почему самый передовой тяжелый танк оказался ненужным

Оглавление

Порой происходит так, что некоторые образцы военной техники становятся широко известными и даже легендарными, несмотря на то, что никогда не принимали участие в боевых действиях и вообще не состояли на вооружении.

Например, всем прекрасно известен почти 190-тонный немецкий Maus, воевавший исключительно в компьютерных играх. Есть у него и советский эквивалент — ИС-7, также во многом ставший популярным благодаря одной белорусской игре про танки. Сегодня о нем и пойдет речь.

Я кратко расскажу, почему ИС-7 был действительно передовым танком, почему от него отказались и совсем в этом не ошиблись.

Истоки

В феврале 1945 года стартовали работы над новым перспективным танком, который в будущем должен был прийти на замену объекту 701 (ИС-4), хотя к тому моменту он только проходил испытания. Разработка получила индекс объект 257. Благодаря широкому использованию рациональных углов наклона брони планировалось серьезно повысить защищенность, а благодаря новому двигателю В-16Ф при массе около 55 тонн танк должен был разгоняться до 50 км/ч. В качестве вооружения планировалось использовать новое 122-мм орудие БЛ-13-1. Расчеты показали, что с помощью досылателя можно было достичь скорострельности до 7-8 выстрелов в минуту.

Красноармейцы около одного из захваченных «Маусов». Немцы оставлять танк в целостности не собирались
Красноармейцы около одного из захваченных «Маусов». Немцы оставлять танк в целостности не собирались

После обнаружения «Мауса» (точнее, того, что осталось от двух опытных образцов, взорванных немцами) и «Ягдтигра» весной 1945-го, решено было серьезно скорректировать требования к новому танку для борьбы с такими сильно бронированными и хорошо вооруженными исполинами. Вы, конечно, спросите: зачем? Война окончена, немцы повержены. Да, с этим трудно спорить. Однако все понимали, что уже не за горами противостояние с пока еще союзниками. Они точно будут изучать немецкий опыт и вполне могут повторить, благо развитая промышленность позволяет.

В дальнейшем скорректированные требования приведут к созданию объекта 260, который мы уже знаем под индексом ИС-7.

Передовые решения

Советские конструкторы не стали наступать на те же грабли, что немцы. Если Maus, по выражению его создателя Фердинанда Порше, был «подвижным бункером», то ИС-7 получился именно что танком.

Высокая защищенность достигалась не простым утолщением брони, а применением рациональных углов наклона. Это и «щучий нос» во лбу корпуса, и наклонные борта, и башня в форме купола. В результате танк уверенно держал обстрел как из 128-мм немецкой пушки (устанавливалась на «Маус» и «Ягдтигр»), но и из собственного орудия.

Кстати, да, о нем. Для ИС-7 была сконструирована 130-мм пушка С-70, основанная на баллистике морского орудия С-13. Боекомплект — 30 выстрелов. С пушкой были спарены два 7,62-мм пулемета РП-46 и 14,5-мм пулемет КПВТ. Помимо этого, два РП-46 жестко закрепили на надгусеничных полках для стрельбы вперед, еще два — на башне для стрельбы назад.

ИС-7 в Кубинке в 2015 году. Сейчас условия экспонирования уже гораздо лучше. На этом фото можно хорошо рассмотреть башню и найти большинство пулеметов. Фото из личного архива
ИС-7 в Кубинке в 2015 году. Сейчас условия экспонирования уже гораздо лучше. На этом фото можно хорошо рассмотреть башню и найти большинство пулеметов. Фото из личного архива

В статьях про ИС-7 также часто упоминается дистанционно управляемая пулеметная установка. На самом деле, это просто высокая тумба: установленным на ней пулеметом КПВТ должен был вручную управлять заряжающий, а от огня его прикрывал люк. На самом деле, довольно сомнительное решение.

Та самая тумба, которую часто принимают за дистанционную пулеметную установку. Источник фото: https://tanksdb.ru/is-7/
Та самая тумба, которую часто принимают за дистанционную пулеметную установку. Источник фото: https://tanksdb.ru/is-7/

Особое внимание уделили ходовой части: в гусеницах впервые применили траки с резинометаллическим шарниром, что должно было положительно сказаться на ресурсе. Крупные опорные катки получили внутреннюю амортизацию, а торсионы подвески сделали не одинарными, а пучковыми, что увеличивало надежность, плавность хода и позволило вынести подвеску за пределы корпуса.

Ходовая часть ИС-7. Источник фото: https://tanksdb.ru/is-7/
Ходовая часть ИС-7. Источник фото: https://tanksdb.ru/is-7/

Чтобы обеспечить высокую подвижность, на танк установили дизельный двигатель М-50Т мощностью 1050 л.с. Этот мотор является адаптацией морского двигателя М-50 с торпедных катеров, который, в свою очередь, был модификацией авиационного АЧ-30. Последний ставился на тяжелые бомбардировщики Ер-2 и Пе-8. Благодаря такому агрегату ИС-7 разгонялся до 60 км/ч на шоссе и до 32 км/ч на проселке. Для охлаждения силовой установки впервые была применена эжекционная система, не требовавшая вентиляторов, что значительно повышало надежность.

Схематичное изображение основных проекций ИС-7. Источник: https://tanksdb.ru/is-7/
Схематичное изображение основных проекций ИС-7. Источник: https://tanksdb.ru/is-7/

Несмотря на все ухищрения конструкторов, масса все равно росла. В итоге танк весил порядка 68 тонн. Экипаж, кстати, состоял всего из четырех человек.

Мотивированный отказ

Первый образец был готов в сентябре 1946 года. Всего было выпущено пять опытных машин, каждая из которых имела определенные отличия. Работы по доводке объекта 260 (ИС-7) продолжались до конца 1948 года. Танк хорошо показал себя на испытаниях, но все больше происходящее свидетельствовало о том, что серийного выпуска не будет.

ИС-7 на испытаниях в Кубинке осенью 1948 года. Источник фото: https://war-book.ru/tyazhelyj-tank-is-7/
ИС-7 на испытаниях в Кубинке осенью 1948 года. Источник фото: https://war-book.ru/tyazhelyj-tank-is-7/

18 февраля 1949 года состоялось заседание Совета министров СССР, на котором решено было прекратить работы по танкам массой свыше 50 тонн. Это было взвешенное и логичное решение. И дело не только в ИС-7.

На тот момент множество проблем доставил еще ИС-4, отличавшийся низкой надежностью и посредственной проходимостью из-за перетяжеленного шасси. Он весил 60 тонн.

ИС-4, провалившийся на мосту во время учений
ИС-4, провалившийся на мосту во время учений

ИС-7 весил 68 тонн, и никто не гарантировал, что в процессе модернизации масса не будет расти. Такой огромный вес негативно сказывался на логистике, поскольку абсолютное большинство мостов тех времен его просто не выдержали бы. Не стоит забывать и о необходимости постройки специализированных тягачей, способных утащить 68 тонн в случае поломки или эвакуации с поля боя.

ИС-7 создавался для противостояния бронированным гигантам вроде «Мауса», однако ничего подобного у потенциального противника не было. Его возможности были излишними. При этом строить на перспективу было крайне накладно: один танк ориентировочно стоил в районе 3 миллионов рублей. Чтобы понимать порядок цен, в 1949 году автомобиль «Москвич-401» стоил 8 тысяч, а «Победа» — 16 тысяч. Страна в те годы только восстанавливалась после войны и каждая копейка была на счету.

Maus во время испытаний. Ничего подобного никто после войны делать не стал
Maus во время испытаний. Ничего подобного никто после войны делать не стал

И, конечно, стоит учитывать сложности при производстве. ИС-4 во многом погубили проблемы с качеством, когда военная приемка массово отбраковывала готовые машины. А ИС-7 был еще сложнее, что не могло не настораживать. При этом план по постройке 15 танков установочной партии в 1948 году уже сорвали.

Колонна Т-54 на марше. Источник фото: https://war-book.ru/srednij-tank-t-54-sssr-rossiya2/
Колонна Т-54 на марше. Источник фото: https://war-book.ru/srednij-tank-t-54-sssr-rossiya2/

В итоге основную ставку сделали на более массовых и подвижных танках, таких как средние Т-54. Они были гораздо дешевле при лучших подвижности и надежности, хорошо подходили для современной маневренной войны. Позднее еще был принят на вооружение тяжелый ИС-8 (переименован в Т-10), по подвижности не уступавший средним танкам. Он как раз уложился в 50 тонн.

Серийный Т-10. Источник фото: https://war-book.ru/tyazhelyj-tank-t-10-is-8/
Серийный Т-10. Источник фото: https://war-book.ru/tyazhelyj-tank-t-10-is-8/

Решение об отказе от ИС-7 оказалось верным. Уже к концу 1950-х кумулятивные боеприпасы и ПТРК нивелировали преимущество тяжелых танков в бронировании, быстро отправив на пенсию американский M103 и британский «Конкэрор».

Тем не менее, работы над ИС-7 не прошли даром: многие впервые отработанные решения вскоре будут использованы на других танках. Несмотря на отказ от серийного производства, ИС-7 стал венцом советского тяжелого танкостроения и спустя 60 лет получил невиданную популярность благодаря компьютерным играм. Вполне заслуженную популярность.

Эффектный арт с ИС-7
Эффектный арт с ИС-7

На этом на сегодня все. Надеюсь, что вам было интересно. Если да, то ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Другие мои статьи вы можете найти по ссылкам ниже.

Бронетехника | Ivanartu | Интересно о военной технике | Дзен

При написании статьи в том числе использовались следующие материалы: