Порой происходит так, что некоторые образцы военной техники становятся широко известными и даже легендарными, несмотря на то, что никогда не принимали участие в боевых действиях и вообще не состояли на вооружении.
Например, всем прекрасно известен почти 190-тонный немецкий Maus, воевавший исключительно в компьютерных играх. Есть у него и советский эквивалент — ИС-7, также во многом ставший популярным благодаря одной белорусской игре про танки. Сегодня о нем и пойдет речь.
Я кратко расскажу, почему ИС-7 был действительно передовым танком, почему от него отказались и совсем в этом не ошиблись.
Истоки
В феврале 1945 года стартовали работы над новым перспективным танком, который в будущем должен был прийти на замену объекту 701 (ИС-4), хотя к тому моменту он только проходил испытания. Разработка получила индекс объект 257. Благодаря широкому использованию рациональных углов наклона брони планировалось серьезно повысить защищенность, а благодаря новому двигателю В-16Ф при массе около 55 тонн танк должен был разгоняться до 50 км/ч. В качестве вооружения планировалось использовать новое 122-мм орудие БЛ-13-1. Расчеты показали, что с помощью досылателя можно было достичь скорострельности до 7-8 выстрелов в минуту.
После обнаружения «Мауса» (точнее, того, что осталось от двух опытных образцов, взорванных немцами) и «Ягдтигра» весной 1945-го, решено было серьезно скорректировать требования к новому танку для борьбы с такими сильно бронированными и хорошо вооруженными исполинами. Вы, конечно, спросите: зачем? Война окончена, немцы повержены. Да, с этим трудно спорить. Однако все понимали, что уже не за горами противостояние с пока еще союзниками. Они точно будут изучать немецкий опыт и вполне могут повторить, благо развитая промышленность позволяет.
В дальнейшем скорректированные требования приведут к созданию объекта 260, который мы уже знаем под индексом ИС-7.
Передовые решения
Советские конструкторы не стали наступать на те же грабли, что немцы. Если Maus, по выражению его создателя Фердинанда Порше, был «подвижным бункером», то ИС-7 получился именно что танком.
Высокая защищенность достигалась не простым утолщением брони, а применением рациональных углов наклона. Это и «щучий нос» во лбу корпуса, и наклонные борта, и башня в форме купола. В результате танк уверенно держал обстрел как из 128-мм немецкой пушки (устанавливалась на «Маус» и «Ягдтигр»), но и из собственного орудия.
Кстати, да, о нем. Для ИС-7 была сконструирована 130-мм пушка С-70, основанная на баллистике морского орудия С-13. Боекомплект — 30 выстрелов. С пушкой были спарены два 7,62-мм пулемета РП-46 и 14,5-мм пулемет КПВТ. Помимо этого, два РП-46 жестко закрепили на надгусеничных полках для стрельбы вперед, еще два — на башне для стрельбы назад.
В статьях про ИС-7 также часто упоминается дистанционно управляемая пулеметная установка. На самом деле, это просто высокая тумба: установленным на ней пулеметом КПВТ должен был вручную управлять заряжающий, а от огня его прикрывал люк. На самом деле, довольно сомнительное решение.
Особое внимание уделили ходовой части: в гусеницах впервые применили траки с резинометаллическим шарниром, что должно было положительно сказаться на ресурсе. Крупные опорные катки получили внутреннюю амортизацию, а торсионы подвески сделали не одинарными, а пучковыми, что увеличивало надежность, плавность хода и позволило вынести подвеску за пределы корпуса.
Чтобы обеспечить высокую подвижность, на танк установили дизельный двигатель М-50Т мощностью 1050 л.с. Этот мотор является адаптацией морского двигателя М-50 с торпедных катеров, который, в свою очередь, был модификацией авиационного АЧ-30. Последний ставился на тяжелые бомбардировщики Ер-2 и Пе-8. Благодаря такому агрегату ИС-7 разгонялся до 60 км/ч на шоссе и до 32 км/ч на проселке. Для охлаждения силовой установки впервые была применена эжекционная система, не требовавшая вентиляторов, что значительно повышало надежность.
Несмотря на все ухищрения конструкторов, масса все равно росла. В итоге танк весил порядка 68 тонн. Экипаж, кстати, состоял всего из четырех человек.
Мотивированный отказ
Первый образец был готов в сентябре 1946 года. Всего было выпущено пять опытных машин, каждая из которых имела определенные отличия. Работы по доводке объекта 260 (ИС-7) продолжались до конца 1948 года. Танк хорошо показал себя на испытаниях, но все больше происходящее свидетельствовало о том, что серийного выпуска не будет.
18 февраля 1949 года состоялось заседание Совета министров СССР, на котором решено было прекратить работы по танкам массой свыше 50 тонн. Это было взвешенное и логичное решение. И дело не только в ИС-7.
На тот момент множество проблем доставил еще ИС-4, отличавшийся низкой надежностью и посредственной проходимостью из-за перетяжеленного шасси. Он весил 60 тонн.
ИС-7 весил 68 тонн, и никто не гарантировал, что в процессе модернизации масса не будет расти. Такой огромный вес негативно сказывался на логистике, поскольку абсолютное большинство мостов тех времен его просто не выдержали бы. Не стоит забывать и о необходимости постройки специализированных тягачей, способных утащить 68 тонн в случае поломки или эвакуации с поля боя.
ИС-7 создавался для противостояния бронированным гигантам вроде «Мауса», однако ничего подобного у потенциального противника не было. Его возможности были излишними. При этом строить на перспективу было крайне накладно: один танк ориентировочно стоил в районе 3 миллионов рублей. Чтобы понимать порядок цен, в 1949 году автомобиль «Москвич-401» стоил 8 тысяч, а «Победа» — 16 тысяч. Страна в те годы только восстанавливалась после войны и каждая копейка была на счету.
И, конечно, стоит учитывать сложности при производстве. ИС-4 во многом погубили проблемы с качеством, когда военная приемка массово отбраковывала готовые машины. А ИС-7 был еще сложнее, что не могло не настораживать. При этом план по постройке 15 танков установочной партии в 1948 году уже сорвали.
В итоге основную ставку сделали на более массовых и подвижных танках, таких как средние Т-54. Они были гораздо дешевле при лучших подвижности и надежности, хорошо подходили для современной маневренной войны. Позднее еще был принят на вооружение тяжелый ИС-8 (переименован в Т-10), по подвижности не уступавший средним танкам. Он как раз уложился в 50 тонн.
Решение об отказе от ИС-7 оказалось верным. Уже к концу 1950-х кумулятивные боеприпасы и ПТРК нивелировали преимущество тяжелых танков в бронировании, быстро отправив на пенсию американский M103 и британский «Конкэрор».
Тем не менее, работы над ИС-7 не прошли даром: многие впервые отработанные решения вскоре будут использованы на других танках. Несмотря на отказ от серийного производства, ИС-7 стал венцом советского тяжелого танкостроения и спустя 60 лет получил невиданную популярность благодаря компьютерным играм. Вполне заслуженную популярность.
На этом на сегодня все. Надеюсь, что вам было интересно. Если да, то ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Другие мои статьи вы можете найти по ссылкам ниже.
При написании статьи в том числе использовались следующие материалы: