Найти в Дзене

Не для продажи. Образцы советской военной техники, не поставлявшиеся на экспорт. Часть 2

Пару месяцев назад у меня на канале вышла статья, в которой рассказывалось об образцах советской военной техники, которую до распада СССР не поставляли за рубеж. Материал нашел живой отклик у читателя, поэтому я решил сделать вторую часть. В нее вошли как очень известные образцы, так и уже подзабытые машины. Т-44 Начнем с классики. Средний танк Т-44, чье производство стартовало в 1944 году, из-за ряда трудностей не успел на Великую Отечественную войну. Он был выпущен достаточно небольшой серией по сравнению с другими средними танками тех лет (1823 единицы) и стал промежуточной машиной по пути к Т-54, который уже станет на следующие десятилетия самым массовым танком в советской армии. Т-44 за 20 с лишним лет службы успел поучаствовать в боевых действиях только один раз — в 1956 году в операции «Вихрь» (ввод советских войск в Венгрию). На экспорт танк не поставлялся, никаких свидетельств обратному найти мне не удалось. Як-25 Перейдем от бронетехники к авиации. Если советские истребители
Оглавление

Пару месяцев назад у меня на канале вышла статья, в которой рассказывалось об образцах советской военной техники, которую до распада СССР не поставляли за рубеж. Материал нашел живой отклик у читателя, поэтому я решил сделать вторую часть. В нее вошли как очень известные образцы, так и уже подзабытые машины.

Т-44

Т-44
Т-44

Начнем с классики. Средний танк Т-44, чье производство стартовало в 1944 году, из-за ряда трудностей не успел на Великую Отечественную войну. Он был выпущен достаточно небольшой серией по сравнению с другими средними танками тех лет (1823 единицы) и стал промежуточной машиной по пути к Т-54, который уже станет на следующие десятилетия самым массовым танком в советской армии.

Т-44
Т-44

Т-44 за 20 с лишним лет службы успел поучаствовать в боевых действиях только один раз — в 1956 году в операции «Вихрь» (ввод советских войск в Венгрию). На экспорт танк не поставлялся, никаких свидетельств обратному найти мне не удалось.

Як-25

ЯК-25
ЯК-25

Перейдем от бронетехники к авиации. Если советские истребители активно поставлялись на экспорт, то перехватчики редко отправлялись за рубеж в силу своей специфики.

Як-25 поступил на вооружение в 1955 году. Это был барражирующий перехватчик, который мог проводить длительные патрулирования вдоль границ (практическая дальность полета 2700 км, что для того времени солидно). Части, куда поступал самолет, прикрывали важнейшие политические и промышленные центры, военные объекты.

ЯК-25 в Монино. Источник фото: Sergey Ryabtsev (GFDL 1.2 <http://www.gnu.org/licenses/old-licenses/fdl-1.2.html> or GFDL 1.2 <http://www.gnu.org/licenses/old-licenses/fdl-1.2.html>), via Wikimedia Commons
ЯК-25 в Монино. Источник фото: Sergey Ryabtsev (GFDL 1.2 <http://www.gnu.org/licenses/old-licenses/fdl-1.2.html> or GFDL 1.2 <http://www.gnu.org/licenses/old-licenses/fdl-1.2.html>), via Wikimedia Commons

Экипаж состоял из двух человек, для обнаружения и захвата целей на борту имелась РЛС, а для поражения — две 37-мм пушки. Существовала и версия с двумя ракетами, но в серию не пошла. Также на вооружении состояла разведывательная модификация Як-25РВ с увеличенным размахом крыла (выпущено 155 машин). Что же касается перехватчиков, то их было выпущено более 600. Прогресс в те годы был стремительный, и уже к началу 1960-х Як-25 устарел, но продолжал служить в ПВО до конца десятилетия. И не просто отбывал номер: в 1968 году над Ярославлем именно такой самолет сбил дрейфующий аэростат.

ИС-4

Самый тяжелый серийный танк в истории отечественного танкостроения (60 тонн) вышел на испытания еще в 1944 году. Для своего времени ИС-4 обладал непревзойденной бронезащитой и мог бы стать очень серьезным аргументом, если бы война затянулась. Но, к счастью, этого не произошло.

В 1945 году работы по ИС-4 приостановили в пользу выпуска ИС-3 (да, это были конкурирующие проекты разных КБ), но в следующем году снова возобновили, когда у конкурента выявился целый ворох проблем.

ИС-4. Фото из личного архива
ИС-4. Фото из личного архива

Однако производство ИС-4 проблемы не решило: из-за низкого качества военная приемка браковала до 60% выпущенных машин. В итоге в 1949 году производство приостановили до устранения проблем, а потом так и не возобновили. К этому моменту преимущества танка в мощном бронировании уже не были настолько значимыми, чтобы нивелировать низкую надежность, слабую подвижность и проходимость. И дело даже не в мостах, которые не держат 60 тонн — с огромной массой не справлялась трансмиссия, выходя из строя раньше гарантийного срока службы.

ИС-4 образца 1946 года на испытаниях в 1947 году
ИС-4 образца 1946 года на испытаниях в 1947 году

Всего было выпущено 258 ИС-4. Танки прослужили до начала 1960-х, после чего были отправлены в Забайкалье и Приморье, где доживали свой век в качестве долговременных огневых точек на границе с Китаем.

Если более массовые ИС-3 (выпущено более 2300 танков) в конце 1950-х отправились в Египет в количестве порядка ста единиц, то ИС-4 никуда за границу не выезжал. Думаю, не надо объяснять, почему.

Су-9 и Су-11

Да, снова перехватчики. Как я уже неоднократно говорил, перехватчики практически не поставлялись за рубеж (кроме МиГ-25П) из-за своей специфики. И дело не только в необходимости прикрывать протяженные границы СССР, но и в работе в составе комплекса перехвата, в который также входят стационарные РЛС и другие наземные компоненты, необходимые для вывода самолета на цель.

Су-9
Су-9

Су-9 был принят на вооружение в 1960 году как раз в составе единого комплекса перехвата, что было впервые в СССР. Вплоть до появления в конце 1960-х МиГ-25 он был наиболее быстрым советским самолетом — максимальная скорость составляла 2235 км/ч. На Су-9 было установлено четыре мировых рекорда высоты и скорости полета. Всего выпущено более 1100 единиц.

Су-9
Су-9

Кроме того, с 1962 серией примерно в 100 самолетов был выпущен Су-11, отличавшийся другими ракетами и РЛС, а также несколько сниженными характеристиками.

Су-11
Су-11

Оба самолета были сняты с вооружения в 1970-х, часть из них была переделана в радиоуправляемые мишени. За границу ни Су-9, ни Су-11 никогда не поставлялись.

Ту-22М

Возможно вы спросите, что тут делает стратегический бомбардировщик? Его же никто в здравом уме не решит поставлять за рубеж.

Отвечаю. Ту-22М хоть периодически и причисляется к «стратегам», таковым не является. Особенно без оборудования для дозаправки в воздухе, снятого со всех машин из-за международного договора еще в 1980-х.

Ту-22М и F-16. Обратите внимание на еще не снятую штангу дозаправки в носовой части
Ту-22М и F-16. Обратите внимание на еще не снятую штангу дозаправки в носовой части

Ту-22М – это дальний бомбардировщик-ракетоносец. Его предшественники – Ту-16 и Ту-22 – поставлялись на экспорт, а сам он никому из дружественных государств не передавался.

Ту-22М3 на аэродроме Шайковка, 2017 год
Ту-22М3 на аэродроме Шайковка, 2017 год

И в этом нет ничего удивительного, поскольку самолет имел очень важное значение и как элемент ядерного сдерживания (в составе дальней авиации), и в качестве угрозы для авианосных группировок США (в составе морской авиации). Учитывая, как порой дружественные страны меняли вектор политики и начинали резко дружить с противоположным лагерем, передавать кому-то такой важный самолет было бы глупо. Кроме того, такая дорогая и сложная машина как дальний бомбардировщик, нужна далеко не всем, даже крупным странам.

Бонус: ракетный комплекс «Коршун»

И бонусом расскажу про еще один интересный образец. От других в этом списке он отличается тем, что находился только в опытной эксплуатации. Что, впрочем, не всегда мешает поставкам за рубеж.

«Коршун» во время парада на Красной площади
«Коршун» во время парада на Красной площади

В середине 1950-х в СССР был создан необычный гибрид РСЗО и тактического ракетного комплекса — 2К5 «Коршун». Система представляла собой пакет из шести ферменных направляющих, в которых размещались жидкостные (!) ракеты ЗР7. Установка монтировалась на новейшие автомобили ЯАЗ-214 (позднее модель передадут на КрАЗ).

Ракеты обладали предельной дальностью полета в 55 км, но не имели систем управления, поэтому не отличались высокой точность. Как раз это должны были компенсировать ведением залпового огня сразу двумя-тремя дивизионами. Однако и это не помогло, поскольку боевая часть в 100 кг оказалась слишком слабой, а сами ракеты продемонстрировали посредственную надежность. Могла бы помочь тактическая ядерная БЧ, но она не предусматривалась.

2К5 «Коршун» с поднятыми пакетами ракет и опущенными грунтовыми упорами
2К5 «Коршун» с поднятыми пакетами ракет и опущенными грунтовыми упорами

Некоторое время 2К5 «Коршун» находился в опытной эксплуатации, но на вооружение не был принят, что не помешало его регулярной демонстрации во время парадов на Красной площади начиная с 1957 года.

Вы спросите: автор, но как вообще можно было подумать про поставки на экспорт? Моя логика проста: 180-мм пушки С-23, которые имелись только у парадных расчетов МВО, в итоге отправили в помощь союзникам на Ближний Восток. Поэтому и малосерийные образцы тоже имели определенные шансы отправиться за рубеж. Но «Коршуну» так не повезло.

Кстати, на базе ЗР7 позднее создали метеорологическую ракету, которая пригодилась в народном хозяйстве. Так что все не зря.

На этом на сегодня все. Надеюсь, что вам было интересно. Если да, то ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Также не стесняйтесь предлагать идеи для следующих интересных подборок. Ну а другие мои статьи вы можете найти по ссылкам ниже.