Мощь римского легиона главным образом проистекала не из индивидуальной силы отдельных его солдат, а из дисциплинированности, натренированности воинов в целом. В изнурительных тренировках римские легионеры проводили день за днём, тренируя выносливость и оттачивая тактику.
Строевое обучение заключалось в отработке легионерами различных построений: каре, клина, «черепахи». Перед этим воинов на протяжении пяти часов тренировали сохранять строй во время похода, для чего они при полном обмундировании, то есть таская на себе снаряжение весом в 20 килограммов, проходили по 30 километров.
Выполняя физические упражнения, легионеры также тренировались плавать, перепрыгивать через рвы и использовать оружие. Более подробно о «школе подготовки» римского легионера мы рассказывали в этой публикации. Сегодня же мы заострим внимание на том, что, собственно, представлял собой римский строй, как был организован.
Базовой единицей армии была манипула (в переводе с латыни горсть). Манипулы в свою очередь делились на центурии (то есть сотни), а центурии – на декурии (десятки).
Впереди легиона шли лёгкие пехотинцы, велиты, вооружённые дротиками и гладиусами. Они участвовали как в разведке, так и в завязывании боя. В случае неудачи велиты отступали в тыл и на фланги.
Первую линию легиона составляли гастаты (в переводе с латыни копейщики), наиболее молодые и неопытные из солдат. Как правило, им было не больше 25 лет.
Во втором ряду стояли принципы. Это были легионеры возрастом постарше, уже имеющие определённый опыт боёв.
Наконец, в третьем ряду стояли триарии, ветераны, наиболее опытные из бойцов, которые вступали в сражение в последнюю очередь. Впоследствии третью линию начали использовать как резервную силу, которая нередко решала судьбу битвы.
Изначально строились легионеры в шахматном порядке, а сходились, заполняя промежутки, только перед боем, что позволяло им осуществлять манёвры на неровной местности. Противника встречал град пилумов, длинных копий, выпускаемых гастатами, и непробиваемая стена щитов.
Если добиться желаемого первой атакой не удавалось, центурионы свистели в специальный свисток, давая понять бойцам из задних рядов, что пришла их пора сменить гастатов на первой линии.
Соответственно больше всего шансов на выживание было у триариев, ведь большую часть времени они проводили в резерве. Историки также считают, что триарии могли выступать в качестве своеобразных заградотрядов, не дающих строю рассыпаться. У гастатов же, напротив, шансов на выживание было меньше, чем у остальных.
Хуже всего легионерам приходилось против конницы, но самым опасным родом войск для римской пехоты были конные лучники. Мы уже как-то рассказывали, чем кончился для Марка Красса парфянский поход: в битве при Каррах атака конных лучников на равнинной местности оказалась для римлян роковой.
Ошибки Красса, которые мы также разбирали в той публикации, стоили римским легионам гибели: половина воинов, участвовавших в сражении, погибла, а четверть попала в плен. При таких поражениях место в строю для выживания не имело определяющего значения: и триарии, и гастаты оказывались на равных условиях и с примерно равной вероятностью могли как умереть, так и спастись.
(с) Zeist
Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать нас, можете поставить лайк и подписаться на наш Дзен и Telegram: https://t.me/vestnikistorii
Мы будем очень признательны любой поддержке!