Пишем о сражении при Каррах. Если вам интересно узнать о начале похода Красса и его причинах, смотрите нашу предыдущую статью по этой теме.
Сражение.
На первый взгляд римляне имели преимущество перед парфянами. Около 30 тысяч легионеров, 4 тысячи всадников и 4 тысячи лёгкой пехоты против 10 тысяч конных лучников, 1 тысячи тяжёлой кавалерии парфян. Тем не менее, нужно напомнить, что римляне были утомлены долгим переходом, а Крассу противостоял талантливый полководец Сурена. К тому же, в условиях равнинной местности парфянская конница чувствовала себя намного лучше.
По совету своего квестора, Гая Кассия Лонгина, Красс вначале растянул строй, поставив на флангах кавалерию, но затем, изменив решение, построил войско в глубокое каре, выставив по 12 когорт, сопровождавшихся отрядами всадников с каждой стороны. Командование одним из флангов было поручено Кассию, другим – сыну полководца, Публию; центром, где располагались резервы и обозная прислуга, Красс руководил сам. Когда парфяне приблизились, римская армия передвигалась упомянутым порядком. Точное число войска противника было неизвестно, поскольку Сурена прибег к воинской хитрости. Передовые отряды заслонили основные силы, а блеск вооружения был скрыт надетыми поверх плащами. При сближении двух противостоящих армий парфянами был подан сигнал, и катафрактарии (тяжеловооружённая конница) сбросила свою маскировку. Плутарх, подробно описывая произошедшее сражение, упоминает, что в этот момент парфяне подняли шум, колотя по барабанам, что не могло не произвести соответствующий устрашающий эффект на римлян. Тем не менее, удар тяжёлой конницы римлянам, сомкнувшим ряды, удалось отразить. Длинная пика, которой орудовал катафракт, не смогла прорвать римский строй.
Тогда парфянские всадники отступили на некоторое расстояние, а на передний план выдвинулись конные лучники. Эти отряды легковооружённых конников не имели броню, зато их сложносоставной лук хорошо пробивал легионерские доспехи. Расположенные в тылу парфянского войска верблюды осуществляли подвоз дополнительных стрел. Римская пехота, вооружённая для рукопашного сражения (каждый воин имел щит и короткий меч, а также копьё-дрот, пилум, бросаемый перед вступлением в ближний бой), оказалась совершенно беззащитной перед конными лучниками. Когда легионеры пытались сблизиться с противником, тот отступал, не прекращая стрельбу, и отгонял их обратно к войску. Красс, осознающий, что надо как-то переломить ситуацию, поручил контратаку сыну Публию, дав ему для неё находившихся в резерве 500 лучников, 4000 пехотинцев и 1300 всадников. Парфяне, однако, не приняли боя, и стали заманивать отряд раззадоренного Публия всё дальше от его войска. Хотя основная армия и получила передышку, но вскоре парфяне неожиданно перешли в наступление с фронта и флангов, а отряд катафрактов отрезал путь отступления для отряда Публия. Попытки вырваться из окружения оказались неудачны. Плутарх с ужасающей подробностью описывает сцену гибели отряда Публия:
«Стиснутые на небольшом пространстве, они сталкивались друг с другом и, поражаемые врагами, умирали не легкою и не скорою смертью, но корчились от нестерпимой боли, и, катаясь с вонзившимися в тело стрелами по земле, обламывали их в самих ранах, пытаясь же вытащить зубчатые острия, проникшие сквозь жилы и вены, рвали и терзали самих себя. Так умирали многие, но и остальные не были в состоянии защищаться. И когда Публий призывал их ударить на броненосных конников, они показывали ему свои руки, приколотые к щитам, и ноги, насквозь пробитые и пригвожденные к земле, так что они не были способны ни к бегству, ни к защите. Тогда Публий, ободрив конницу, стремительно ринулся на врагов и схватился с ними врукопашную. Но не равны были его силы с неприятельскими ни в нападении, ни в обороне: галлы били легкими, коротенькими дротиками в панцири из сыромятной кожи или железные, а сами получали удары копьем в слабо защищенные, обнаженные тела. Публий же больше всего полагался именно на них и с ними показал чудеса храбрости. Галлы хватались за вражеские копья и, сходясь вплотную с врагами, стесненными в движениях тяжестью доспехов, сбрасывали их с коней. Многие же из них, спешившись и подлезая под брюхо неприятельским коням, поражали их в живот. Лошади вздымались на дыбы от боли и умирали, давя и седоков своих и противников, перемешавшихся друг с другом. Но галлов жестоко мучила непривычная для них жажда и зной. Да и лошадей своих они чуть ли не всех потеряли, когда устремлялись на парфянские копья. Итак, им поневоле пришлось отступить к тяжелой пехоте, ведя с собой Публия, уже изнемогавшего от ран. Увидя поблизости песчаный холм, римляне отошли к нему; внутри образовавшегося круга они поместили лошадей, а сами сомкнули щиты, рассчитывая, что так им легче будет отражать варваров. Но на деле произошло обратное. Ибо на ровном месте находящиеся в первых рядах до известной степени облегчают участь стоящих за ними, а на склоне холма, где все стоят один над другим и те, что сзади, возвышаются над остальными, они не могли спастись и все одинаково подвергались обстрелу, оплакивая свое бессилие и свой бесславный конец».
Участь Красса.
О том, что его сыну грозит опасность, Красс узнал достаточно поздно. Не успел он даже выдвинуть войска ему на помощь, как появились парфяне с насаженной на пику головой Публия. Обстрел римских войск продолжался вплоть до наступления ночи, когда парфяне прекратили сражение и отошли, чтобы разбить лагерь. Зная об их обычае располагаться на ночлег на как можно большем расстоянии от противника, остатки войск Красса поспешно отступали на север, вверх по реке Белиссу. Происходило отступление, однако, совсем не организованно, поскольку сам главнокомандующий, видимо, совершенно уничтоженный поражением и гибелью сына, пребывал в неадекватном состоянии и, «закутавшись, лежал в темноте». На произвол были оставлены 4 тысячи раненных (уничтоженные следующим утром); 4 когорты легата Варгунтея оторвались от войска, сбились с пути и были почти полностью истреблены (в живых, по легенде, оставили только 20 человек за их мужество). Всё же большинству удалось достигнуть стен Карр.
Тем не менее, Карры не были приспособлены к осаде, и римскому войску пришлось продолжать отступление. Местный богач, Андромах, вызвался в качестве проводника, но, оценив положение римлян, переметнулся на сторону парфян и завёл часть армии вместе с Крассом в труднопроходимую местность близ горного массива Синнака (квестор Кассий, недовольный этими блужданиями, вернулся в Карры, откуда переправился в Сирию с 500 всадниками; проводник легата Октавия не обманул его и вместе с 5000 людьми он достиг безопасной холмистой местности). Парфяне нагнали и окружили остатки римской армии, и, под давлением своих воинов, Крассу пришлось пойти на переговоры с Суреной. Следующие события, приведшие к убийству военачальника римлян, интерпретируются по-разному. В произошедшей на открытом месте встрече двух армий каждый командующий был сопровождён приблизительно равным количеством людей. Парфяне были на конях, римляне шли пешком. Крассу была предложена лошадь, и конюшие, подсадив и окружив её, начали подгонять коня ударами. Реально ли парфяне собирались захватить римского главнокомандующего, или же возникло недоразумение – существуют разные интерпретации. Как бы то ни было, в возникшей потасовке Красс, Октавий (прибывший на помощь Крассу несмотря на то, что мог остаться на безопасной позиции на возвышенности) и другие римляне были перебиты. Голову и правую руку Красса отправили парфянскому царю Ороду.
Последствия.
По итогу восточной кампании Красса около 20000 римских воинов погибло, приблизительно 10000 взято в плен, и лишь 10000 удалось спастись. Рим понёс не только физическое, но и огромное психологическое поражение: ореол непобедимости римского легиона был подорван. Артавазд, армянский царь, воюющий с Ородом, узнав о поражении своего союзника, решил заключить с парфянами союз и скрепил его династическим браком. Военная репутация парфян, а, в особенности, Сурены упрочилась, и подозрительный Ород, опасаясь своему командующего, всё больше набиравшего популярность, тайно убил его.
Воспользоваться, однако, плодами победы парфянам не удалось. Вторжение войск в Сирию Ород не организовал, даже несмотря на то, что население ряда районов Киликии с нетерпением ждало их прихода. Не воспользовались иранцы и гражданской войной, начатой в недавно поставленной под римское господство Иудеей. Но всё же бОльшие последствия неудачный поход Красса имел для триумвиров. Политическое равновесие было нарушено, а вскоре умерла дочь Цезаря, Юлия, женатая на Гнее Помпее, и между оставшимися триумвирами углубился раскол, приведший, как мы помним, к гражданской войне. Что касается римской армии, то, пожалуй, главным последствием для неё было большее распространение конных отрядов, которые были бы так полезны в битве при Каррах.
Красс: неудачник или бездарный полководец?
Решения Красса во время восточного похода подвергались критике римскими писателями. Его задержка во время кампании 54 года, нежелание воспользоваться предложением армянского царя пойти по более безопасному пути, спешка в 53-м году и долгий переход по пустоши – на часть из этих «претензий» к римскому полководцу дают возможный ответ и сами античные источники (и в прошлой статье мы их привели). Ряд современных историков, однако, пошёл дальше и предположил следующую причину столь скоропалительного выступления Красса в 53-м году. Если мы перенесём события в Парфии (гражданская война Орода и Митридата) на год позже, то получится, что к моменту своего вторжения Митридат ещё не был умерщвлён и имел шансы на победу. Спешка Красса как раз и была вызвана получением известий о критическом положении его парфянского союзника. Как бы то ни было, это лишь теория, которая, хоть и объясняет ряд решений римского полководца, но базируется на ряде условностей, которые нам надо вместе с тем принять.
С поражением Красса связана ещё одна почти что интересная теория о том, что часть выживших легионов оказалась в Китае. Впрочем, о том, насколько она может соответствовать действительности, мы поговорим в следующий раз.
(с) Zeist
Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать нас, можете поставить лайк и подписаться на наш Дзен и Telegram: https://t.me/vestnikistorii
Наши прошлые статьи об отношениях Парфии и Рима читайте здесь:
Также читайте наши недавние статьи:
Спасибо за ознакомление!