И вот настал день, когда они выехали. Дорога в общей сложности должна была занять у них десять часов, если не останавливаться, но они решили, что торопиться не будут, и несколько раз останавливались: то у большого села, где увидели чудесную церковь, которую и посетили, то у моста через маленькую речушку, где над водой склонилось несколько огромных ив, возле которых они устроили фотосессию. А по их примеру остановилась еще машина, и ее пассажиры с не меньшим удовольствием фотографировались, а потом остановившийся водитель сфотографировал и их всех пятерых, а Арсений , в ответ на их любезность, с удовольствием сфотографировал и всю компанию этих незнакомых им людей. И все остались довольны.
А последний раз они остановились глубокой ночью в лесу, где в это время ухала то ли сова, то ли филин, но никто из них не знал кто именно. Рите хотелось обязательно дослушать и записать ночное видео, но мать сказала:
– Это нереально, Рита, мы тогда тут чуть ли не всю ночь простоим, я где-то читала, что они могут подряд прокричать до тысячи раз.
– Но у них такие разные звуки получаются, – восторженно сказала Рита.
– Да, они ухают смотря по ситуации, вот мы их побеспокоили и они заухали, а когда мы уедем, то появится какой-нибудь жених рядом, и тогда сова будет ухать совсем по-другому. А может филин, а не сова, – засомневалась Елена, но Федор Тимофеевич сказал:
– Все, ребята, поехали, нам еще три часа ехать до города, а там неизвестно, как получится, вдруг придется назад возвращаться, тогда мы должны отъехать еще на двадцать километров от города, чтобы попасть к нашим родственникам, я ведь хотел и к ним заехать, правда на пару часов всего, хотя может быть придется и переночевать у них.
Они остановились в шесть утра у небольшого домика, но стучать в такую рань не стали, хотя было видно, что домик вполне жилой и ухоженный. И они решили отъехать на пятачок, где был магазин и почта, так как собаки в округе забеспокоились. А когда они увидели, что на остановку стали собираться люди, то поехали опять к нужному дому.
– Арсений, пойди узнай обстановку, – распорядился Федор Тимофеевич.
Внук быстро вышел из машины и направился к калитке она не была заперта, и он вошел во двор. А навстречу ему ушел такой же бородатый, как его дед, старик, и спрашивал его на ходу:
– Это откуда ты взялся с утра пораньше, за какой надобностью пришел, говори.
– А вы Тихон Васильевич?
– Да, он самый.
– Значит мы по правильному адресу приехали, правнуков мы вам привезли, правда по нашим расчетам двоюродных, примите?
Арсений видел, как удивился старик.
– Ну как же не принять-то, вы к нам, наверное, издалеча? – и он закричал, – Катерина, иди сюда скорее, к нам гости приехали!
– Да, мы до вас почти двенадцать часов добирались, правда с остановками,
– Ну тогда иди, да зови остальных гостей.
– Нас пятеро, – предупредил Арсений.
– Ничего, разместимся.
А через полчаса, познакомившись с гостями, его жена Екатерина Артемовна, уже кормила их завтраком, а потом они стали выяснять, кем же Елена и ее дети им приходятся.
К удивлению Арсения так и вышло, что Слава и Рита им двоюродными правнуками приходятся.
– Твою историю, Лена, мы знаем, земля слухом полнится, мы тогда, в то время жалели тебя, хотели к себе забрать, но нас опередили, весь мы, Берестовы, дружные. А у нас сын один был, военный, от него внучка осталась. Но его жена далеко от ее от нас увезла, в самую западную точку, в Калининград. вот мы здесь с бабкой одни и кукуем.
–Это хорошо что вдвоем, – проговорил Федор Тимофеевич, а когда…, – тут он видно вспомнил свою жену и замолчал.
А хозяин продолжал:
– Вы к нам по какому делу? Или просто навестить.
– Навестить, – сказала Елена, – и я рада, что приехала. Пусть я здесь никогда и не была, но ведь весь род ваш отсюда пошел, я правильно поняла?
– Да, Елена, отсюда, а ты оставайся здесь у нас, и мы тебя во все дела нашего рода и посвятим. Или тебе на работу надо?
– Нет я, к сожалению, не работаю. А вот вам помогу с удовольствием.
Она оглянулась на детей:
– Вы не против?
Удивленные Слава и Рита сказали растерянно:
– Тебе виднее, как хочешь, – они еще ни разу не видели свою маму такой веселой и разговорчивой.
А Федор Тимофеевич почему то решил, что жизнь на земле, очень даже хорошо повлияет на истерзанную за долгие годы страданий души Елены, и сказал:
– Но если вы не будете против.
– Мы только “за”, ведь нам уже за восемьдесят, а помощников нет, – печально ответила хозяйка, вытирая слезы уголком повязанного на голове платочка.
Они побыли в гостях несколько часов, а уезжая, Федор Тимофеевич достал основательную пачку денег и передал их Тихону Васильевичу:
– Это вам на лечение Лены.
– На лечение? – удивился тот, – так как же мы ее лечить будем?
– Чистым воздухом, работой, вниманием и любовью, сможете?
Тихон Васильевич улыбнулся:
– Этим-то мы быстро ее вылечим.
Потом они поехали к родным Федора Тимофеевича, встретили их там хорошо, но ехать на ночь не разрешили, а на следующее утро уговорили еще на день остаться. Тут выяснилось что их внучка, а Федору Тимофеевичу двоюродная племянница, Верочка поступила в университет. И тут же Арсений и Федор Тимофеевич, решили, что она будет жить у них.
– Места у нас достаточно, а родных надо поддерживать, – говорил Федор Тимофеевич, обнимая Верочку.
А Рита уже строила планы на то, как она будет знакомить девушку с городом, они обе сразу подружились.
А на следующий день ранним утром гости уехали, так как Федор Тимофеевич торопился, он должен был успеть на запланированную еще неделю назад встречу.
Вот они уже в городе. Слава быстро решил вопрос со сдачей квартиры, ведь бабушка уже давно подарила ее ему, а оформление договора много времени не заняло. Теперь они не беспокоились о ближайшем будущем, а потом Слава планировал начать работать, правда где именно, он пока себе не представлял. Только после смерти бабушки внуки поняли, как им ее не хватает, ведь она была для них и нянькой, и кухаркой, и главным финансистом. У них раньше даже вопросов не возникало о том, где взять деньги, ведь у бабушки они были всегда. Она знала и умела все. Капитолина Викентьевна была и их поводырем по жизни, указывая им именно то направление, в котором они должны были двигаться.
И если для Славы сейчас Федор Тимофеевич стал таким поводырем, то Рита пока была в растерянности. Сейчас ее жизнь круто изменилась, она стала совсем взрослой, студенткой университета, и старалась вести себя по-взрослому, хотя восемнадцати ей пока еще не было. Вспоминая все, чему ее учила бабушка, Маргарита радовалась тому, что была послушной и прислушивалась к каждому ее слову, ведь она считала бабушку самой умной и мудрой.
Славка был доволен сестрой, и даже в последнее время стал просить приготовить ему то, что больше всего ему нравилось. А Рита постоянно была занята, и старалась готовить , то что можно было сделать быстро, а теперь дома стало, как в ресторане, она было хотела возмутиться, но попадавший несколько раз к их ужину Арсений так расхваливал ее, что она смирилась, но сказала, что в магазин больше ходить не будет.
– Это слишком тяжело, и готовить, и таскать продукты, – возмущалась она.
И с тех пор покупкой продуктов по ее списку стал заниматься Слава.
А вскоре неожиданно приехала мать, на машине. Ее привез сосед, который жил на той же улице, что и их родня. Правда не просто ее привез, а еще и выгрузил из машины столько всякой всячины, и с огорода, и с своей пасеки, что Слава еле-еле перетаскал это в квартиру.
А мужчина сказал:
– Это вам до следующего сезона, а на тот год, дай Бог, доживем и побольше привезем. Но нам из города кое-что нужно прихватить, – и он взяв с собой Славу, поехал по своим делам.
Рита с матерью остались вдвоем.
– Сначала говори ты, – сказала ей мама, усевшись в кресло. А Рита с удовольствием рассказывала ей о всех переменах в ее жизни после первого сентября. Когда она закончила, мать спросила:
А с деньгами у вас как, хватает?
– Да, все у нас хорошо. Я готовлю сама. Хоть Славик и шикует, так как он теперь абы что не ест, и я ему готовлю только по заказу, правда у меня еще и второй клиент бывает – Арсений, но теперь мы все чаще готовим вдвоем с Верой, это племянница Федора Тимофеевича, которая сейчас у них живет, она тоже только поступила в университет. А после мы с ней занимаемся, а ребята в комнате Славы заняты своими делами. Сидим мы , обычно, допоздна, а потом Вера с Арсением идут домой. Вот и все наши новости. А все наши разговоры только вокруг учебы, так что за нас можешь не беспокоиться Мы же уже большие. А теперь расскажи как ты.
И мама довольно подробно рассказала о том, как она привыкает к новой жизни, весело заявила и о том, что ей там очень нравится:
– Там хорошо, спокойно, жизнь течет размеренно, я занимаюсь домашним хозяйством, а Екатерина Артемовна учит меня готовить.
И она, покраснев, сказала:
– Я ведь ничего не умела никогда, это вас учила бабушка, а меня-то она не учила. Ну я стараюсь, очень стараюсь всему научиться, даже вязать начала, это оказывается так здорово.
Вскоре вернулся мужчина, с которым она приехала, и они тут же собрались назад, тот даже не поднялся в квартиру.
– Как приедете позвоните, чтобы мы не беспокоились, – строго сказала Рита и поцеловала мать, впервые за долгие годы.
Обнял мать и Слава.
– Мы вас ждем на Новый год, – сказал мужчина попрощавшись.
– Но мы даже не познакомились, – заволновалась Рита, – как вас зовут?
– Виктор Степанович, – засмеялся мужчина, – так мы вас ждем.
И они уехали.
Мои уважаемые читатели, пишите о своих впечатлениях от прочитанного, ставьте лайки и не забывайте подписываться. Здоровья вам!
Читайте также на канале другие рассказы: