Что происходит на этой картине Поля Делароша?

5,7K прочитали

Картина "Казнь Джейн Грей" принадлежит кисти Поля Делароша - французского живописца и графика, ведущего представитель романтического академизма эпохи июльской монархии. Первое время он сблизился с французскими романтиками и находился под влиянием Э. Делакруа и Т. Жерико. Это стимулировало его интерес к историческому жанру.

Поль Деларош, ввтопортрет, 1838.
Поль Деларош, ввтопортрет, 1838.

В 1833 году художник создал одно из своих самых знаменитых произведений - "Казнь Джейн Грей".

«Казнь Джейн Грей», Поль Деларош, 1833.
«Казнь Джейн Грей», Поль Деларош, 1833.

Главной героиней картины стала Джейн Грей - некоронованная правительница Англии с 10 по 19 июля 1553 года, которую прозвали "королевой девяти дней". Правнучка короля Генриха VII, дочь герцога Саффолка выросла в протестантской среде и получила превосходное для своего времени образование.

К этому моменту среди Тюдоров сложилась "неприятная" ситуация: наследники были исключительно женского пола. Джейн Грей была четвёртой в очереди на престол и не имела особых шансов прийти к власти. Однако в июне 1553 года смертельно больной Эдуард VI отстранил свою сестру, Марию (которая станет той самой Марией Кровавой, Bloody Mary), от престола и назначили наследницей 16-летнюю протестантку Джейн.

Простой народ, как правило, любит простые решения. Если король умирает, престол наследуют его дети в порядке старшинства и пола. Эдуард умер, значит, ему на смену должна прийти старшая дочь Генриха - Мария. Невесть откуда взявшаяся Джейн была воспринята с недоумением.

«Гилфорд Дадли склоняет Джейн принять корону», Чарльз Лесли, 1827.
«Гилфорд Дадли склоняет Джейн принять корону», Чарльз Лесли, 1827.

После смерти Эдуарда она была провозглашена королевой, а Мария возглавила вооружённый мятеж. Спустя 9 дней Тайный совет низложил Джейн и призвал на трон Марию. Но Мария не хотела начинать свое царствование с крови и решила оставить Джейн в Тауэре - под замком, но вполне живую.

Подземелья Тауэра.
Подземелья Тауэра.

Во-первых, она все-таки была ее родственницей, во вторых, слишком молодой, и явно попавшей под чужое влияние. А вот на ее мужа, Гилфорда Дадли, милосердие не распространилось, ему отрубили голову при первой возможности.

Лорд Гилфорд Дадли, супруг леди Джейн Грей.
Лорд Гилфорд Дадли, супруг леди Джейн Грей.

Джейн оставалась в заключении, Мария - на троне. Эта ситуация могла продолжаться долгие годы, если бы приближенные не требовали как можно быстрее разобраться с узурпаторшей. В конце концов, Мария согласилась и было решено казнить Джейн...

Картина "Казнь Джейн Грей" принадлежит кисти Поля Делароша - французского живописца и графика, ведущего представитель романтического академизма эпохи июльской монархии.-8

В последний момент, после того, как палач по традиции попросил у жертвы прощения, силы покинули девушку. С завязанными глазами она потеряла ориентацию в пространстве и не смогла найти дорогу к плахе: "Что теперь делать? Где она?" (англ. What shall I do? Where is it?). Никто из спутников не решился подойти к Джейн, и к плахе её привёл случайный человек из толпы.

Деларош изобразил отеческую заботу и участие коменданта Тауэра сэра Джона Бриджеса при бережном подведении осужденной жертвы с месту, где вскоре она будет обезглавлена.
Деларош изобразил отеческую заботу и участие коменданта Тауэра сэра Джона Бриджеса при бережном подведении осужденной жертвы с месту, где вскоре она будет обезглавлена.

Именно этот момент слабости и решил запечатлеть на своей картине Деларош. На тот момент художник уже был признанным мастером, профессором Школы изящных искусств и руководил художественной студией своего наставника, Антуана Гро. Однако историки утверждают, что в этой картине все неправда, кроме соломы на полу. Действительно, пол эшафота устилали соломой, чтобы впитать пролитую кровь...

Картина "Казнь Джейн Грей" принадлежит кисти Поля Делароша - французского живописца и графика, ведущего представитель романтического академизма эпохи июльской монархии.-10

Художник намеренно отступил от хорошо известных исторических обстоятельств казни, изобразив не открытый дворик, а мрачное подземелье Тауэра.

Место казни. Внутренний дворик Тауэра у церкви св. Петра в оковах.
Место казни. Внутренний дворик Тауэра у церкви св. Петра в оковах.

Главная героиня одета в белое, что совершенно точно не отвечает традициям и обстоятельствам (на самом девушка была одета в те же простые чёрные одежды, что и на суде). Платье написано свинцовыми белилами на ореховом масле с примесями охры, кобальтовой сини и кассельской коричневой. Благодаря такому сочетанию, платье кажется блестящим. Интересно, что чистые пигменты в картине почти не встречаются.

Картина "Казнь Джейн Грей" принадлежит кисти Поля Делароша - французского живописца и графика, ведущего представитель романтического академизма эпохи июльской монархии.-12

Две рыдающие слева у стены женщины являются прислуживающими Джейн...

Картина "Казнь Джейн Грей" принадлежит кисти Поля Делароша - французского живописца и графика, ведущего представитель романтического академизма эпохи июльской монархии.-13

Широкой публике картина была представлена 1 марта 1834 года на открытии Парижского художественного салона. Мнения критиков разделились: одни восторгались полотном, другие нещадно ругали его.

Удивительно, но в создании полотна не обошлось без "русского следа" — картину заказал меценат Анатоль Демидов, он же владел ею до своей смерти. А во время распродаж имущества Демидова в Сан-Донато картина была продана английскому коллекционеру Генри Итону, первому барону Чейлзмору. В 1902 году картина поступила в галерею Тейт по его завещанию.

Э. Росси. Портрет А. Н. Демидова. 1840.
Э. Росси. Портрет А. Н. Демидова. 1840.

В конце декабря 1927 года в Англии прошли обильные снегопады. Через две недели пришла оттепель и таяние снега повысило уровень воды в Темзе. Волны разрушили парапет набережной напротив Художественной галереи Тейт. Темза вышла из берегов, вода хлынула в подвалы и первые этажи зданий...

Вид на галерею Тейт с противоположного берега Темзы в январе 1928 года. На парапете набережной выложены мешки с песком для сдерживания воды.
Вид на галерею Тейт с противоположного берега Темзы в январе 1928 года. На парапете набережной выложены мешки с песком для сдерживания воды.

Жуткое наводнение стало причиной смерти 14 человек, а около 4000 остались без крова. В галерее Тейт оказались затопленными подвал и 9 залов, множество произведений искусств не подлежали восстановлению или пропали. «Казнь леди Джейн Грей» получила некоторые повреждения красочного слоя и разрывы, однако после хаоса обнаружить картину не удалось...

Картины были внесены в список картин, незначительно пострадавших во время наводнения: Деларош (№1909) выделен красным, а Джон Мартин (№793) — синим.
Картины были внесены в список картин, незначительно пострадавших во время наводнения: Деларош (№1909) выделен красным, а Джон Мартин (№793) — синим.

Картину считали утерянной вплоть 1973 года, пока один из сотрудников не обнаружил, что картина Делароша была свернута вместе с другой работой - «Разрушение Помпеи и Геркуланума» Джона Мартина.

В 1975 году отреставрированная картина была вновь выставлена в Национальной галерее.

Повреждённая картина после расчистки, но до реставрации. Фотография 1970-х годов.
Повреждённая картина после расчистки, но до реставрации. Фотография 1970-х годов.

Спасибо, что дочитали до конца! ✅

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться, чтобы не пропустить новый выпуск:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи с разборами, которые могут вас заинтересовать: