Картина "Казнь Джейн Грей" принадлежит кисти Поля Делароша - французского живописца и графика, ведущего представитель романтического академизма эпохи июльской монархии. Первое время он сблизился с французскими романтиками и находился под влиянием Э. Делакруа и Т. Жерико. Это стимулировало его интерес к историческому жанру.
В 1833 году художник создал одно из своих самых знаменитых произведений - "Казнь Джейн Грей".
Главной героиней картины стала Джейн Грей - некоронованная правительница Англии с 10 по 19 июля 1553 года, которую прозвали "королевой девяти дней". Правнучка короля Генриха VII, дочь герцога Саффолка выросла в протестантской среде и получила превосходное для своего времени образование.
К этому моменту среди Тюдоров сложилась "неприятная" ситуация: наследники были исключительно женского пола. Джейн Грей была четвёртой в очереди на престол и не имела особых шансов прийти к власти. Однако в июне 1553 года смертельно больной Эдуард VI отстранил свою сестру, Марию (которая станет той самой Марией Кровавой, Bloody Mary), от престола и назначили наследницей 16-летнюю протестантку Джейн.
Простой народ, как правило, любит простые решения. Если король умирает, престол наследуют его дети в порядке старшинства и пола. Эдуард умер, значит, ему на смену должна прийти старшая дочь Генриха - Мария. Невесть откуда взявшаяся Джейн была воспринята с недоумением.
После смерти Эдуарда она была провозглашена королевой, а Мария возглавила вооружённый мятеж. Спустя 9 дней Тайный совет низложил Джейн и призвал на трон Марию. Но Мария не хотела начинать свое царствование с крови и решила оставить Джейн в Тауэре - под замком, но вполне живую.
Во-первых, она все-таки была ее родственницей, во вторых, слишком молодой, и явно попавшей под чужое влияние. А вот на ее мужа, Гилфорда Дадли, милосердие не распространилось, ему отрубили голову при первой возможности.
Джейн оставалась в заключении, Мария - на троне. Эта ситуация могла продолжаться долгие годы, если бы приближенные не требовали как можно быстрее разобраться с узурпаторшей. В конце концов, Мария согласилась и было решено казнить Джейн...
В последний момент, после того, как палач по традиции попросил у жертвы прощения, силы покинули девушку. С завязанными глазами она потеряла ориентацию в пространстве и не смогла найти дорогу к плахе: "Что теперь делать? Где она?" (англ. What shall I do? Where is it?). Никто из спутников не решился подойти к Джейн, и к плахе её привёл случайный человек из толпы.
Именно этот момент слабости и решил запечатлеть на своей картине Деларош. На тот момент художник уже был признанным мастером, профессором Школы изящных искусств и руководил художественной студией своего наставника, Антуана Гро. Однако историки утверждают, что в этой картине все неправда, кроме соломы на полу. Действительно, пол эшафота устилали соломой, чтобы впитать пролитую кровь...
Художник намеренно отступил от хорошо известных исторических обстоятельств казни, изобразив не открытый дворик, а мрачное подземелье Тауэра.
Главная героиня одета в белое, что совершенно точно не отвечает традициям и обстоятельствам (на самом девушка была одета в те же простые чёрные одежды, что и на суде). Платье написано свинцовыми белилами на ореховом масле с примесями охры, кобальтовой сини и кассельской коричневой. Благодаря такому сочетанию, платье кажется блестящим. Интересно, что чистые пигменты в картине почти не встречаются.
Две рыдающие слева у стены женщины являются прислуживающими Джейн...
Широкой публике картина была представлена 1 марта 1834 года на открытии Парижского художественного салона. Мнения критиков разделились: одни восторгались полотном, другие нещадно ругали его.
Удивительно, но в создании полотна не обошлось без "русского следа" — картину заказал меценат Анатоль Демидов, он же владел ею до своей смерти. А во время распродаж имущества Демидова в Сан-Донато картина была продана английскому коллекционеру Генри Итону, первому барону Чейлзмору. В 1902 году картина поступила в галерею Тейт по его завещанию.
В конце декабря 1927 года в Англии прошли обильные снегопады. Через две недели пришла оттепель и таяние снега повысило уровень воды в Темзе. Волны разрушили парапет набережной напротив Художественной галереи Тейт. Темза вышла из берегов, вода хлынула в подвалы и первые этажи зданий...
Жуткое наводнение стало причиной смерти 14 человек, а около 4000 остались без крова. В галерее Тейт оказались затопленными подвал и 9 залов, множество произведений искусств не подлежали восстановлению или пропали. «Казнь леди Джейн Грей» получила некоторые повреждения красочного слоя и разрывы, однако после хаоса обнаружить картину не удалось...
Картину считали утерянной вплоть 1973 года, пока один из сотрудников не обнаружил, что картина Делароша была свернута вместе с другой работой - «Разрушение Помпеи и Геркуланума» Джона Мартина.
В 1975 году отреставрированная картина была вновь выставлена в Национальной галерее.
Спасибо, что дочитали до конца! ✅
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться, чтобы не пропустить новый выпуск:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи с разборами, которые могут вас заинтересовать: