Дробление закупок по 44-ФЗ позволяет заказчикам проводить закупки по упрощенной схеме и в короткие сроки. Иногда такая необходимость может возникнуть, если заказчику нужно закупить товар мелкими партиями по мере надобности. Но если у проверяющих возникнут подозрения, что заказчик ограничил конкуренцию, то последует наказание, которое может «зацепить» и поставщика.
Почему заказчики дробят закупки
Дробление закупок выгодно заказчикам по ряду причин:
- Не нужно тратить много времени на подготовку закупочной документации и заключение контракта;
- Сроки по разделенным процедурам значительно меньше, чем в «обычных» закупках – аукционах или конкурсах.
- Контракт можно заключить с уже известным поставщиком, который ранее показал заказчику свой опыт и качество работ.
Например, заказчику нужно закупить чистящие средства или комплектующие для офисной техники. При проведении аукциона он будет формировать документы, обосновывать начальную цену, определять сроки проведения процедуры. А после выбора исполнителя еще нужно будет отчитаться о заключенном контракте. В результате заказчик потеряет время и понесет трудозатраты.
Когда заказчик заключает прямой контракт с единственным поставщиком, то этапы упрощаются и проходят намного быстрее. Даже обосновывать цену придется только в том случае, если у контрольных органов появятся вопросы.
Иногда заказчику необходимо получать товар небольшими частями, а не крупной партией. В этом случае ему выгоднее приобретать товар, разбив закупку на этапы, по мере надобности.
Формально в 44-ФЗ не запрещено использовать такой подход. Заказчик может заключить несколько контрактов с одним и тем же участником на схожий предмет закупки. Но такое решение нужно обосновать.
Некоторые заказчики злоупотребляют своими полномочиями и применяют искусственное дробление закупок по 44-ФЗ, чтобы облегчить себе жизнь. Нужно понимать, что контрактная система ставит на первый план конкуренцию и экономию государственных денег. Возможно, заказчик мог бы получить более выгодные цены, если бы провел аукцион или конкурс, а не делил один большой контракт на несколько мелких сделок. По этой причине у контролеров могут появиться сомнения, и они начнут проверку.
Признаки дробления закупок
На основании некоторых признаков проверяющие органы могут сделать вывод о дроблении закупок по 44-ФЗ. Подозрение могут вызвать закупки малого объема, если:
- контракты заключены с одним исполнителем;
- между датами заключения прошло мало времени;
- все контракты заключены на поставку одного и того же предмета закупки.
Но даже если есть эти признаки, не факт, что имело место искусственное дробление. Может быть, у заказчика не было иного выхода.
В любом случае нужно будет грамотно объяснить контролерам, почему закупка была разделена на несколько контрактов. Например, у заказчика нет помещения, чтобы сразу завести всю партию продукции. Особенно если хранение товара предполагает определенный температурный режим, влажность воздуха и др. Если у заказчика нет условий, чтобы сохранить товар, он может приобретать его мелкими партиями и сразу использовать.
... Друзья, на этом статья не заканчивается. Переходите на наш сайт онлайн-школы для поставщиков и тендерных специалистов "Азбука тендеров" и читайте до конца.
Подписывайтесь на открытый Телеграм-чат для тендерных специалистов и участников закупок.