Уважаемые родители!
Мы продолжаем разбирать тему эмоциональных расстройств, проблем, с которыми сталкиваются наши дети. И которые могут являться причиной очень незаметного, плавного погружения в киберсредe. Когда ребенок привыкает компенсировать стресс, через развлечение или общение, и становится сильно привязан. А потом мы пытаемся вырвать телефон, но получаем очень жесткое сопротивление со словами: "Не лезь в мою жизнь!".
Наблюдая за своими детьми, родитель, который сам способен сохранять эмоциональную устойчивость, всегда увидит, в каком состоянии его ребенок.
Сейчас это принято называть эмпатия, когда мы переживаем, сочувствуем, обладаем личной силой, чтобы буквально «взять на себя» ту боль, которую переживает близкий и родной человек.
Но это происходит далеко не всегда, точнее, в идеальном мире психологов, которые точно знают, как надо делать в теории.
Но на практике картина другая.
Мы сами, находясь в постоянном стрессе, вызванным очередным кризисом, а то и в депрессии, просто не можем помочь своему ребенку. В части случаев происходит обратный процесс – дети вынужденно принимают на себя ментальный мусор от старших. Причем, мы это называем воспитательный процесс.
Как это происходит у вас? Самый обычный пример, когда взрослый, уставший после трудного рабочего дня, простояв в пробке, приходит домой и видит тинейджера, которому ничего не надо, потому что он весело и непринужденно тусуется в интернете за очень важным занятием – ничегонеделанием.
Для родителя это является спусковым крючком, психическая система нормального человека может не справится, особенно, когда рядом подросток с вечными выкидонами.
А, если стресс копится годами, то эта энергия требует выхода – мы просто выливаем накопившееся дерьмо на своих детей. Проорались, успокоились, стало легче. Но это нельзя назвать воспитанием, вы просто реагируете на событие. И сливаете свой негатив на младшее поколение, годами.
Любое отклонение в поведении является следствием процессов, как мы говорили, внутреннего мира. Это эмоциональная или когнитивная реакция на воздействие события, стрессора, контакта, прошлого опыта.
Что со временем может произойти с ребенком, систематически принимающий на себя негативные эмоции от других людей? Он ими заражается, как инфекцией.
И вот мы видим уже другую картину. Тинейджер уже тусуется в интернете не по простой причине «ничегонеделания», а потому что так он компенсирует свой стресс, негатив, который он отгружает этим способом. И это уже не веселый беззаботный малыш, который был раньше. А замкнутый, агрессивный, упрямый подросток.
Если семья продолжит применять обкатанную годами воспитательную систему, то получит сына или дочь с аддиктивной частью личности.
Обсудим состояние, которое дети неосознанно компенсируют бегством в цифровую среду.
Повышенная тревожность
Главный симптом – замкнутость на себе, отсутствует желание учиться, общаться, преобладает угнетенное состояние.
Очень важно попытаться разобраться, какой фактор усиливает тревожность.
Конечно, не всегда это легко одномоментно поменять. Например, семья переезжает, и ребенок вынужденно меняет школу. Но, как минимум, нельзя занимаясь своими делами, оставлять сына или дочь без поддержки и участия в его трудностях в период серьезных изменений.
Бунтарство, которое свойственно в этом возрасте, может быть причиной этих состояний. Тут все индивидуально, но чаще всего бунт рождается, как борьба за свои права и против установленных правил. Взрослеющая личность таким поведением пытается показать несогласие с положением зависимого, того, кто должен подчиняться.
Какие события усиливают тревогу и что делать?
1) Неспособность взрослых управлять обстоятельствами. Когда родители сами находятся в этом состоянии, пытаясь справляться с трудностями жизни.
В этих случаях задача не втягивать младших в свои проблемы, пытаться сохранять самообладание, выдержку. Не скидывать вину и ответственность и тем, кто слабее физически и ментально. Действуйте по всем известному алгоритму - сначала маску себе, потом ребенку.
2) Негативный эмоциональный опыт. Если в жизни человек пережил какое-то событие, то вспоминая его снова и снова, он ощущает эмоции. И, следовательно, возникает тревожность. Боязнь повтора требует постоянного самоконтроля. Решение – стараться минимизировать события, которые могут травмировать психику.
3) Постоянные противоречия в образах идеального и реального Я является источником тревоги у любого подростка. Обсуждайте вопросы имиджа, что можно предпринять, как поработать над недостатками, которые волнуют и отравляют тинейджеру жизнь, влияют на взаимоотношения со сверстниками
4) Противоречивые, завышенные родительские требования.
Когда мы сами не знаем чего хотим, правила меняются на ходу. Или постоянно сравниваем с другими с упреком, в стиле: «мог бы и лучше». Очень часто это дети из гимназий и лицеев с рейтинговой системой. Где воздух пронизан атмосферой соперничества за место среди лучших. В сумме с постоянным давлением амбициозных родителей у таких детей чаще развиваются эмоциональные проблемы.
Повышенная тревожность - распространенное состояние, от которого дети убегают в цифровые миры. Поэтому, если ваш сын или дочь из веселого беззаботного малыша превратился в замкнутого или агрессивного, то очередной скандал из-за экранного времени ситуацию только ухудшит.
Решением является беседа в нейтральное время. Разговариваем и ищем сферы жизни, сопровождающиеся тревогой. Подросток способен обсуждать, находить эти причины. Все внимание направляем туда, что можно сделать, чтобы помочь решить ту проблему, которая сейчас волнует, в результате чего появляется эта тревога.
Все статьи по теме в книге "Интернет.зависимости. нет. Воспитательные ошибки, которые толкают в цифровое болото" Часть 2.