Этот дом на бывшей Знаменской улице имеет довольно долгую историю. Построен он был в 1862-м по проекту епархиального архитектора Санкт-Петербурга Григория Ивановича Карпова. В 60-е, реализовавший за 40 лет своей плодотворной деятельности более полусотни проектов, Григорий Иванович был особенно активен. На Знаменской, совсем рядом с этим местом, но на пару лет раньше, он уже построил внушительный доходный дом для генерал-майора Василия Даниловича Похитонова. Вполне возможно проекты, очень близкие по месту и времени, были как-то связанны между собой знакомствами и рекомендациями, хотя просто по фамилии владельца – Миллер – определить это довольно сложно. Она была весьма распространенной в ту пору в российской столице…
Дом, построенный Карповым, был довольно ординарным и небольшим четырех этажным зданием с застройкой участка по периметру вытянутого прямоугольного двора.
Все сделано без особенного размаха. Довольно тесная парадная пусть и всего с двумя квартирами на этаж в лицевом корпусе.
К самой примечательной части сего проекта можно наверное отнести только декор фасада. Тогда особой популярностью в Петербурге пользовались эклектичные изыски в стилистике немецкой версии неоренессанса, а Григорий Иванович, по неизвестной нам сегодня причине, решил обратить свой взор ко временам «елизаветинского барокко». Возможно именно такой вариант «историзма» с отсылкой к «старым годам» Петербурга показался наиболее уместным заказчику, а возможно и сам Карпов считал подобную ностальгию самым лучшим выбором. В любом случае его работа просуществовала почти полвека практически без изменений. Вплоть до первого десятилетия уже века следующего...
В 1911-м долго владевшая этим домом Ксения Ефимовна Штраух продала свою недвижимость потомственному дворянину, статскому советнику и почетному мировому судье Николаю Харлампиевичу Хлебникову. Он собственно и затеял здесь первую крупную перестройку. Вообще Николай Харлампиевич был представителем именитой астраханской купеческой фамилии и дворянином стал только в 1883-м благодаря заслугам своего батюшки. Харлампий Николаевич Хлебников – известный астраханский рыбопромышленник, владелец нескольких волжских пароходов, щедрый благотворитель, заслуживший государственные награды, дворянство и даже ставший однажды астраханским губернским предводителем оного. В начале прошлого века Харлампий Николаевич с семьей уже проживал в Петербурге на престижной Моховой улице, имел генеральский чин тайного советника и был членом Государственного совета «по выборам от съезда землевладельцев Астраханской губернии». Его сыновья Николай и Петр сделали вполне приличную служебную карьеру в столице и естественно могли рассчитывать на значительные доли в весьма приличных семейных капиталах.
Николай Харлампиевич свою первую доходную недвижимость в Петербурге приобрел в 1907-м (данные разнятся, но судя по всему именно в этот год в возрасте 70 лет скончался Харлампий Николаевич). Новый, очень симпатичный и стильный, дом в Виленском переулке строился по проекту замечательного мастера Бориса Ионовича Гиршовича. Про этот прекрасный образец столичного модерна я как-то писал, а сейчас просто стоит напомнить, что парадную этого дома украсил очень интересный и разнообразный «набор» витражей. Вообще Борис Ионович довольно часто использовал витражи в своих работах и делал это с удивительным тактом. Безусловно такова была мода того времени, но мода тоже сильно зависела от мастерства исполнения. И, судя по всему, на Хлебникова работа Гиршовича произвела большое впечатление. Переехав в этот дом после окончания строительства он уже не будет менять место жительства вплоть до самой революции.
Приобретение дома на Знаменской было для Николай Харлампиевич уже чистой доходной инвестицией. Впрочем, старое здание не сильно отвечало современным представлениям об уровне доходности и Хлебников, вполне логично решил его перестроить. Возможно, что для выполнения этой задачи он опять планировал пригласить Гиршовича. Но увы. Летом 1911-го Борис Ионович скоропостижно скончался. В конечном итоге реализация проекта была доверена только начинавшему свою карьеру в Петербурге Моисею Марковичу Синяверу. Скорее всего Моисей Маркович был протеже покойного Гиршовича, поскольку иными причинами его приглашение Хлебниковым объяснить было бы сложно.
Синявер был представителем относительно молодого поколения архитекторов, на которых очень сильно влияние оказали ревнители неоклассики и поборники обращения к наследию «старого» Петербурга. Во многом это повлияло на решения, предложенные им Хлебникову. Моисей Маркович фактически сохранил «внешность» здания созданную Григорием Ивановичем Карповым пятьдесят лет назад и очень аккуратно надстроил один дополнительный этаж отлично вписав неоклассическую стилистику в дополнение к старому декору. В развитие стилистической темы свод узкого холла парадной украсили вошедшие тогда в моду «цветочные» кессоны уже ставшие типовыми.
Общая планировка парадной особых изменений не притерпела. Можно сказать, что Синявер вполне изящно решил поставленную задачу общего расширения площадей с минимальными затратами. Но одна характерная деталь немного выбивается из этого скромного плана. Полагаю, что уже по инициативе заказчика окна парадной украсили шикарные витражи явно напоминавшие о временах модерна. Николай Харлампиевич по собственному опыту знал, что это красиво, и это привлекательно для потенциальных арендаторов, а тонкости стилистических диссонансов его думаю заботили не сильно. В отличии от дома, где он проживал сам, был выбран одинаковый рисунок всех четырех витражей. Зато они отличались по цвету. Получилось без лишних затрат (по понятным причинам), но интересно и привлекательно.
Не берусь конечно судить, насколько повлияло это пристрастие Хлебникова к витражам, на доходность перестроенного дома, но и его он сохранил в качестве своей недвижимой собственности вплоть до 1917-го…
Такая вот история.
P.S. Предвосхищая вопрос: «А не родственник ли он часом…?». Отвечу: да. Николай Харлампиевич Хлебников - троюродный брат Виктора Владимировича Хлебникова более известного под своим творческим именем Велимир.