Найти в Дзене

В День русского языка о том, почему дети сейчас не любят уроки русского языка

Оглавление

"Какие предметы ты больше всего не любишь в школе?" - часто спрашивают учеников.

Уверена, что вы знаете их ответ: русский язык и математику. А собственно говоря, почему? За что дети ненавидят уроки русского языка?

Про математику не знаю, что ответить, а вот про русский могу объяснить со знанием дела, ибо сама 35 лет обучала ему детей, а теперь готовлю их к сдаче ЕГЭ и ОГЭ.

Основная причина нелюбви детей к русскому языку

Прежде всего, это сложность грамматики: наряду с огромным количеством правил по орфографии и пунктуации, в ней очень много исключений, запомнить которые не под силу даже взрослому человеку.

Вспоминаю случай из своей практики. Как-то ко мне на урок попросился бывший ученик, а теперь уже взрослый серьёзный дяденька. Причём, по русскому у него была твёрдая четвёрка. В это время в 8 классе мы начали изучать тему "Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом". Я видела, как он внимательно следил за работой детей, за моими объяснениями. А потом спросил: "Мы это тоже изучали? Деепричастия с трудом, но вспоминаю, а обособленные обстоятельства - нет".

Я после долго думала об этом разговоре. Как же много лишнего даём мы в школе, чего дети потом даже не могут вспомнить! От одних этих лингвистических терминов детям становится не по себе. А виды словосочетаний, способы выражения подлежащего, распознавание видов сказуемого: простое, составное, глагольное или именное!?

Или вот ещё. 9 класс: сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными. С параллельным, последовательным или однородным подчинением. А если учесть, как эти "многокомпонентные синтаксические конструкции" представлены в учебниках, то даже и объяснять не надо, почему уроки русского языка (РОДНОГО языка) становятся нелюбимыми. Понятно, что с такими заданиями интересно работать на филфаке в институте (помню, как сама любила "по косточкам" разбирать там сложные предложения!), но для чего это даётся в школе? Понимаю, школьников нужно учить правильной постановке знаков препинания, но не заучиванием же мудрёно написанных в учебниках правил. Подчёркиваю, именно мудрёно, а не мудро.

При этом всем уже давно стало очевидно, что, даже заучив все эти определения, ребёнок далеко не всегда начинает писать грамотно. В моей практике было очень много учеников, которые с лёта могли рассказать любое правило, но, как только начинали писать, делали массу ошибок. И практически у всех после окочания школы эти правила вообще забываются. Результат: грамотных людей становится всё меньше.

А как ругают и учителя, и родители, и выпускники составителей заданий ЕГЭ и ОГЭ! Предложения и слова подобраны так, будто они предназначены для корректоров или редакторов. Я сама часто при выполнении тех или заданий пользуюсь самыми разными справочниками и словарями, хотя за годы работы уже сформировала свою профессиональную память. Уверена, что и разработчики тоже не обходятся без них. От детей же требуют выучить то, что невозможно запомнить, например, слитное и раздельное написание наречий (наподобие таких, как с лёта, поодиночке, наспех и многие-многие другие), которые в учебнике на форзаце отдельно напечатаны и к которым прилагается совет: в случае затруднений обращайтесь к словарю. Кто бы им дал его на экзамене?!
Понимаю, что мои советы нашим методистам-учёным не нужны, но хотелось бы, чтобы и авторы учебников, и составители заданий ЕГЭ и ОГЭ учитывали возраст и жизненную необходимость тех или иных правил.

Вторая причина - отсутствие интереса.

Дети не видят практической пользы в изучении русского языка: ошибки компьютер исправит, ручкой скоро уже никто писать не будет, сочинений готовых в интернете - пруд пруди. И какая разница, как я скажу : мозАичный или мозаИчный, тОрты или тортЫ - всё ведь и так понятно! Я вот в этом году одного ученика долго не могла научить правильному произношению слова "киломЕтр". Ребёнок затвердил: "А мой дед всегда говорит "килОметр", и мне так больше нравится". Он просто понять не мог, почему должен менять устоявшиеся дома традиции произношения слов: "Я всё равно после экзамена буду говорить, как дед". Вот и докажи им, что дОлина совсем не дАлина! И в целом, говорят они, зачем учить язык, если меня всё равно все понимают, мы же все русские.

Отсутствие интереса связано напрямую также с тем, что дети не умеют делать и не делают работы над ошибками. Им и их родителям важна прежде всего оценка, поставленная учителем. Вот даже на репетиторстве. Ученик дома или в классе делает вариант. На занятии спрашиваю, какие ошибки допустил. Ответ: не помню. А зачем тогда делал? Завтра опять будет то же самое, ведь анализ ошибок и систематическое повторение (отработка) изученного материала - это краеугольный камень обучения грамотности, как, впрочем, и любого ремесла вообще.

-3

Третья причина - неумение учителя интересно и профессионально представить изучаемый материал.

Пожалуй, тоже главная. Обычно уроки сводятся к изучению правила по учебнику и выполнению упражнений. И часто они бывают монотонными, неинтересными и неэффективными для детей. К сожалению, такое бывает. Грамотный, творческий учитель всегда найдёт возможность заинтересовать учеников темой, подобрать интересный материал и не будет требовать зубрёжки правил. Только вот у современного учителя всё меньше времени остаётся на подготовку к урокам и проверку тетрадей: слишком много у него всякой разной, порой бестолковой и ненужной отчётности.

Уроки русского можно не любить, но нельзя не любить свой родной язык

Он у нас самый лучший, самый красивый и могучий. И пусть сегодня его притесняют, но мы-то знаем его силу. Пока жив русский язык, жив и русский народ. Поэтому в День русского языка очень хочется от души поздравить всех с этим праздником и пожелать ценить и беречь его, научиться владеть всем его богатством и разнообразием. Пусть он и дальше развивается и распространяется. Пусть наша молодёжь поёт песни на родном языке, использует в речи родные слова, пусть гордится им.

И в конце стихи - не мои, из интернета. Автор не был указан.

Язык — богатство наше, люди!
Не засоряйте нашу речь.
Ведь без неё и нас не будет.
Давайте же её беречь.

На моём канале я часто пишу об исконном смысловом значении некоторых русских слов. Кому интересно, заходите в гости, читайте. Вот несколько ссылок:

Всем мира, добра, грамотных и профессионально обученных специалистов в любой отрасли, куда бы вы ни обращались.

Ваша пенсионерка из провинции Татьяна.

Жду ваших комментариев, лайков и, конечно, подписок. Без этого, к сожалению, канал продвигаться не сможет.