Найти тему
diletant.media

Отмена крепостного права в Эстляндии

Ещё до всеобщей реформы 1861 года царское правительство проводило преобразования в отдельных регионах империи.

19 февраля 1861 года в истории России началась новая эпоха. Крепостное право, тормозившее развитие страны на протяжении веков, было отменено. Миллионы людей в империи получили личную свободу и права. Однако путь к 19 февраля был долог и тернист. На протяжении всей первой половины 19-го века имперские власти рассматривали различные альтернативы освобождения крестьян. Важным испытательным полигоном для реформ стали прибалтийские губернии.

Особый порядок Прибалтики

В Остзейском крае (так назывались территории современных Эстонии, Латвии и Литвы в эпоху Российской империи) крепостное право существовало со времён Позднего Средневековья. Немецкие рыцари поставили в зависимое положение местное население, которое сами же и обратили в христианство. Особый порядок, сложившийся на этих землях, сохранялся практически без изменений вплоть до конца 18-го века. Ни шведские, ни российские власти не меняли сложившееся в Остзейском крае положение, и подтверждали особые права местной аристократии.

Остзейские губернии. (Wikimedia Commons)

Ситуация изменилась в 19-м веке. Ещё Павел I сделал первые шаги для ограничения крепостного права в империи: был опубликован манифест о трёхдневной барщине. К тому же в некоторых уездах остзейских губерний в конце прошлого столетия прокатились волнения. Крестьяне были недовольны размером барщины. Кризис системы был очевиден, но предпринимать радикальные изменения российские императоры не решались.

В этих условиях Эстляндия наряду с другими губерниями Прибалтики стала своеобразным полем для экспериментов. В этом регионе Петербург тестировал различные мероприятия по ослаблению крепостного ига. В 1802—1804 гг. здесь было принято несколько законов, преследовавших такую цель. По ним, крестьяне получали право иметь частное движимое имущество, а также их нельзя было продавать и дарить без земельного участка. Реформа шла неплохо, и власти приняли решение вообще отменить крепостное право в Эстляндии. Это произошло в 1816 году. Перед этим Санкт-Петербург долго обсуждал с остзейскими немцами способ выхода крестьян из личной зависимости. Победил консервативный вариант: люди получили свободу, но без земли. Они не могли выкупить её у помещика, а свой выход из крепостного состояния должны были «оплатить» продолжением отработок по барщине. Возможности для переезда в города серьёзно ограничивались, а вся судебная власть и контроль над крестьянами оставались в руках немецких помещиков. Вся реформа проводилась поступательно и была реализована в полной мере лишь к 1831 году.

Проверка в Эстляндии

Несмотря на такой очевидный прорыв, отмена крепостного права в Эстляндии в таком виде не могла привести к серьёзному изменению экономической и политической ситуации. В середине 1850-х годов в России разразился кризис. Новый император Александр II и сановники Санкт-Петербурга осознали необходимость проведения реформ в стране. Особое место, как и на протяжении почти всей истории, играл крестьянский вопрос. Было очевидно, что крепостное право нужно отменять. Другое дело — как именно?

-2

Таверна 19-го века. (Wikimedia Commons)

Вновь в качестве испытательного полигона выбрали Прибалтику. Местные элиты были готовы к изменениям. Их тоже сильно коснулся экономический кризис, который уронил цены на сельскохозяйственные товары. К тому же, остзейские немцы опасались процесса централизации, который привёл бы к потере привилегий. Санкт-Петербург же, пользуясь согласием местных элит, мог «обкатать» первые версии крестьянской реформы и зафиксировать краткосрочные последствия.

В 1849 году в соседней Лифляндии был принят новый крестьянский закон. По нему земля по-прежнему оставалась в руках аристократии, однако теперь бывшие крепостные могли покупать или брать в аренду помещичьи земли. Их площадь, однако, была серьёзно ограничена. Спустя 8 лет действие закона распространилось и на Эстляндию. Ещё до проведения реформы среди местных крестьян начали циркулировать слухи о скором изменении в их положении. Конечно, все ждали наделения землёй и избавления от барщины. Надежды крестьян не подтвердились. С другой стороны, власти были довольны результатами. Заместитель министра внутренних дел Алексей Левшин в докладной записке в 1857 году делился своими мыслями: «…В трех Остзейских губерниях освобождение помещичьих крестьян исполнено тихо, последовательно в течение полувека, при содействии как правительства, так и дворянства…» Однако делать такие выводы было рано.

Эстонский бунт

«Экзекуционные меры не помогли, дошло до дела, на поместьи Мехтерс, 50 верст от Ревеля, крестьянами убиты 14 нижних чинов и 1 обер-офицер, ранены штаб-офицер и много нижних чинов».

Реализация реформы началась в 1858 году. Для крестьян стало очевидным, что давать им землю никто не собирался. Хотя барщину заменили денежными выплатами, это не сильно поменяло материальное положение бывших крепостных. Крестьяне стали роптать, а в ряде уездов недовольство вылилось в настоящие бунты. Самый крупный разразился в мызе Махтраа в июне 1858 года, в поместье дворянина Константина Вильгельма фон Хельффрайха. Хозяин не хотел отказываться от барщины. В ультимативном порядке он потребовал от крестьян продолжить выполнять повинности — в противном случае те лишатся своих участков. Самых недовольных фон Хелльффрайх прилюдно высек. Учитывая недовольство бывших крепостных, помещик послал за военными отрядами в Ревель.

-3

Эстонский крестьянин. (Wikimedia Commons)

Кульминация трагедии произошла 2 июня. Крестьяне из Махтраа обратились к жителям соседних деревень с просьбой дать отпор военному отряду, насчитывавшему 50 солдат. К усадьбе стянулось чуть менее тысячи человек. Началась потасовка, во время которой военные открыли огонь по мирным жителям, вооружённым вилами. Потеряв больше 10 человек, солдаты и офицеры отошли в соседнее имение, а жители Махтраа и их соседи подвергли поместье разграблению. Усадьба сгорела, а мужчины уничтожили все запасы спиртного — как выпив, так и вылив остатки в пруд. Изначально крестьяне планировали идти и на другие поместья, но алкоголь прервал их планы.

На следующий день солдаты подошли к Махтраа с подкреплениями. Сотни крестьян сбежали. В ходе боёв за два дня с их стороны погибли 7 человек. Трое впоследствии скончались от ран, а двое, испытывая угрызения совести, покончили с собой. Однако разгром восстания (которое войдёт в эстонскую историю как «война в Махтраа) не стал концом истории. В феврале 1859 года состоялся суд, на котором имперские чиновники приговорили к смертной казни около 40 человек. После вмешательства Александра II приговор был заменён на публичные телесные наказания, высылку в Сибирь и простой арест.

«…Предотвратить то, что случилось в Остзейском крае…»

Помимо Махтраа от крестьянских волнений пострадало ещё около сотни поместий в Эстляндии. В июне 1858 года в регион отправился флигель-адъютант Николай Исаков, который спустя несколько месяцев подготовил обстоятельный доклад императору. В частности, он писал: «Новое положение не разрешает сего [крестьянского] вопроса, а потому останется мертвою буквою и не вразумит крестьян. Остаётся надеяться, что само дворянство, поняв всю несостоятельность развязки сего гордиева узла, приступит искренно к изысканию мер, кои могут быть единственным разрешением сего важного вопроса».

-4

Мемориал в Махтраа. (Wikimedia Commons)

В это время в комитете, готовившем крестьянскую реформу в России, руководили сторонники «остзейского» варианта решения вопроса. Однако события, разразившиеся в Эстляндии и обстоятельный доклад Исакова, в котором генерал разъяснил причины бунтов, заставил чиновников пересмотреть свои взгляды. В случае реализации лифляндского и эстляндского варианта освобождения крепостных империю могли захлестнуть крестьянские бунты — этого, конечно, никто не хотел. Это отмечалось и в поздних докладах — к примеру, в 1860 году: «Вообще последствия безземельного освобождения крестьян в Остзейских губерниях должны служить полезным уроком для начертания правил об устройстве помещичьих крестьян в других губерниях России, и гораздо благоразумнее будет: при самом освобождении крестьян предотвратить то, что случилось в Остзейском крае…».

Конечно, не только события в Махтраа повлияли на то, каким именно образом были освобождены крестьяне в 1861 году. Однако картина крестьянского бунта, образы бывших крепостных, идущих с вилами на помещичью усадьбу и сжигающих её, не могли не заставить авторов реформы задуматься о том, по какому пути они ведут страну. Махтраа стала важным звеном в цепочке, которая привела к манифесту в том виде, в котором мы его знаем. А для Эстонии крестьянское восстание стало важным образом из прошлого, повлиявшим на национальное становление уже в следующем столетии.