В рамках отечественной истории кинематографа мы часто обращаемся к советскому опыту - да и как иначе, учитывая широко растиражированную фразу Ленина о “важнейшем из искусств”. А как обстояли дела с кино в “России, которую мы потеряли”? Понимали ли силу зарождающегося явления элиты царской России?
Если обратиться к некоторым свидетельствам, то ценность они, безусловно, понимали. Но преимущественно в виде опасного места, где под покровом ночи могут собираться подрывные элементы. В этом отношении любопытно взглянуть на резолюции Николая II по отношению к кино в разные годы.
Так, в 1908-м году, получив от директора департамента полиции доклад о том, что в Киеве по окончании одного из сеансов в зале нашлись десятки воззваний от социал-демократов, самодержец поставил пометку:
”Факт печальный. Я неоднократно указывал, что эти кинематографические балаганы - опасные заведения. Там негодяи могут чорт знает, что натворить, благо народ, говорят, толпами валит туда, чтобы смотреть всякую ерунду. Не знаю, что бы придумать против таких балаганов”.
Спустя год, когда в рижском кинотеатре “Паризианна” арестовали двух подпольщиков с нелегальными изданиями, Романов вновь обрушил гнев именно на сами заведения:
”Опять кинематограф! Какой вред они приносят, когда служат местом встреч для преступников. Пользы от них не может быть. Они вообще оказывают пагубное влияние, приучая публику к дурным привычкам. Надо в каждый такой театр назначить по жандарму, чтобы постоянно следить за подозрительными посетителями...”.
Жандармов к каждому залу приставить, все-таки, не удалось (это ж какие ресурсы нужны!), однако отношение к кинематографу, как к развлечению крайне сомнительному и в эстетическом, и в политическом смысле, сохранилось.
В 1912-м, получив информацию об открытии четырех новых кинотеатров, царь подчеркнул эти сведения в отчете и на полях прокомментировал:
„Поменьше подобных никчемных кинематографов - больше порядка будет”.
Тут уже не видно никаких проблем с оппозиционерами - раздражает само существование кинотеатров.
Наконец, в 1913-м году, когда в письме некоего Ольшера речь шла о наличии причин, препятствующих развитию киноиндустрии в Российской Империи, государь подытожил:
”Я считаю, что кинематография пустое, никому ненужное и даже вредное развлечение. Только ненормальный человек может ставить этот балаганный промысел в уровень с искусством. Все это вздор и придавать значения таким пустякам не следует”.
Неудивительно, что российский кинематограф 1910-х не сумел дать мировой культуре ничего, кроме провинциальных салонных драм и “Русской золотой серии”. Для того, чтобы российское кино стало по-настоящему передовым и гремящим на всю планету, потребовалась Октябрьская революция.
_________________
Поддержите наши публикации своим лайком 👍 и подписывайтесь на канал. И обязательно делитесь своим мнением в комментариях! 💬 Впереди еще много интересных и актуальных материалов из мира кино и литературы!