Найти в Дзене
Культурный рассвет

"В мире мещанской пошлости" - режиссер Козинцев критикует Бондарчука и кино про Будулая

В записных книжках советского режиссера-классика Григория Козинцева наткнулся на едкие критические заметки, посвященные некоторым советским лентам 60-х годов. В частности речь шла о «Войне и мире» Сергея Бондарчука и «Цыгане» Евгения Матвеева.
Первую ленту Козинцев охарактеризовал следующим образом: «Первый вальс Наташи и Болконского снят как австрийское ревю на льду: сверкают какие-то желтенькие, красненькие и голубенькие огонечки. Бижутерия в фотографии. Так ставили в оперетте арию «Тихо качались качели» в «Веселой вдове»: под музыку мигали цветные фонарики.
Вдруг ожил в нашем кино Ивановский. Это его бакенбарды, чубуки, артисты государственных и академических театров и монтаж бала и смерти. Александр Викторович омолодился и поделил кадр большого формата на три иллюстрации к сюжету одновременно». Картина Бондарчука в представлении не нуждается, что до Александра Ивановского, то он был режиссером времен немого кино, ставившим костюмированные мелодрамы (например, «Дворец и крепость» и

В записных книжках советского режиссера-классика Григория Козинцева наткнулся на едкие критические заметки, посвященные некоторым советским лентам 60-х годов. В частности речь шла о «Войне и мире» Сергея Бондарчука и «Цыгане» Евгения Матвеева.

 Григорий Козинцев
Григорий Козинцев

Первую ленту Козинцев охарактеризовал следующим образом:

«Первый вальс Наташи и Болконского снят как австрийское ревю на льду: сверкают какие-то желтенькие, красненькие и голубенькие огонечки. Бижутерия в фотографии. Так ставили в оперетте арию «Тихо качались качели» в «Веселой вдове»: под музыку мигали цветные фонарики.
Вдруг ожил в нашем кино Ивановский. Это его бакенбарды, чубуки, артисты государственных и академических театров и монтаж бала и смерти. Александр Викторович омолодился и поделил кадр большого формата на три иллюстрации к сюжету одновременно».

Картина Бондарчука в представлении не нуждается, что до Александра Ивановского, то он был режиссером времен немого кино, ставившим костюмированные мелодрамы (например, «Дворец и крепость» или «Декабристы»).

-2
Матвееву досталось еще больше:
«Артист Е. Матвеев чудом восстановил на экране провинциальную мелодраму древних времен. Все там: сверкание глазами, цыганские страсти, кража ребенка, пение и пляска с надрывом. Из новинок — похабные тучные бабы за купанием. В мире мещанской пошлости «Русской золотой серии».

В «Цыгане» Евгений Матвеев впервые представил советскому зрителю знаменитого Будулая. А «Русская золотая серия» - это тоже салонные мелодрамы, только уже дореволюционные.

-3

Важно здесь не то, что Козинцев ругает коллег по кинематографическому цеху – современники редко могут оценивать друг друга объективно, потому бывают чересчур суровы. Гораздо важнее то, что в Козинцеве говорит авангардист 20-х годов, который вместе с Эйзенштейном, Пудовкиным, Довженко и Вертовым «сбрасывал с корабля современности» традицию поверхностных и вульгарных сюжетов с пышными одеждами. И этот авангардист с ужасом обнаруживает, что всё это оживает на советском экране брежневского разлива.

Это он еще в современных российских кинотеатрах не был и Первый канал не включал! Наверное, попадись Козинцеву «Союз спасения» или ряд телесериалов о Екатерине Великой, старик в миг бы рухнул замертво.

Поддержите наши публикации своим лайком и подписывайтесь на канал. У нас еще много интересных материалов!