Банальная истина, что у каждого своя правда, известна всем. Мы часто повторяем это изречение, не задумываясь порой о его смысле. А он, так сказать, многоярусный. Ибо "у каждого" может быть не одна "правда", а несколько. Одна для себя, другая для публичного изложения, третья для близкого круга друзей и т.п.
Нам будет интересна та "правда", которая для публичного изложения. Она по определению должна основываться на фактах. Но о причинах описываемых событий или о их последствиях можно многозначительно умолчать. Вроде бы не соврал, но смысл получается совсем иной. Можно ли такое правдой назвать? Вопрос риторический. Меж тем мы ежедневно именно такую "правду" потребляем в огромных количествах, не пытаясь осмыслить, зачем это нам суют под нос.
Ниже речь пойдет о побеге советского моряка, попавшего в плен и содержавшегося немцами в Норвегии. Борис Николаевич Григорьев в свое время написал очерк для одного журнала (очерк был отмечен премией), в котором данная история описывалась как один из эпизодов. При этом Григорьев опирался на статью норвежского журналиста Бъёрна Братбака. Норвежец горестно упомянул факт уничтожения советской подводной лодкой под командованием знаменитого Лунина нескольких норвежских мотоботов и построил свой рассказ на противопоставлении данного события норвежскому великодушию, обеспечившему упавшему в воду матросу с той самой лодки путь к спасению и свободе. Вот только "забыл" норвежец упомянуть, что перед этим лодку Лунина пытались уничтожить глубинными бомбами точно такие же мотоботы и разбираться, кто из них хороший норвежец, а кто нет, капитану было во враждебных водах недосуг. Да и свидетелей оставлять, могущих поднять тревогу, наверное, не хотелось.
Так или иначе, но условия содержания советских военнопленных в Норвегии были ужасными (см. фото ниже)
Их труд даже нельзя назвать каторжным - они преимущественно были задействованы на строительстве дорог и разного рода укрытий, выдалбливая в скалах проходы, тоннели и коридоры. Освобожденная Норвегия, увеличившая за счет наших граждан свою хилую довоенную дорожную сеть в разы, никаких телодвижений в части компенсаций не делала, но про потопленных рыбаков "предъявить" не побрезговала. И все же не будем забывать тех норвежцев, которые помогали нашим пленным бежать из фашистского рабства в Швецию, прятали их в своих домах, давали еду и одежду. И тех, кто служил в войсках СС, ощутив себя частичкой "нордической расы", тоже не будем забывать. Было и то, и другое.
Мы рекомендуем читателям прочесть подряд все три предлагаемых ниже статьи (см. ссылки), прежде чем делать выводы и выдавать оценки. Именно так формируется ИСТОРИЧЕСКАЯ, а не чья-то конкретно-заказная правда. Очерк Б.Н. Григорьева размещен на нашем сайте, т.к. Дзен не разрешает выкладывать опубликованные ранее материалы.