Захват Антиохии подпортил непростые отношения крестоносцев с византийским императором. Согласно первоначальным договоренностям, европейские христиане должны были передавать все захваченные города под защиту Алексея Комнина, но после взятия Антиохии торжественного вручения ключей от города византийскому полководцу не последовало.
Как оказалось, взятие Антиохии и кидок византийцев – были частью первоначального плана Боэмунда Тарентского, благодаря которому и был захвачен город. Еще на этапе планирования осады Антиохии, Боэмунд убедил византийского легата покинуть лагерь крестоносцев.
Византийский легат Такитий должен был следить за соблюдением процедуры передачи захваченного города императору ромеев, а так как ему пришлось "срочно отбыть", вопрос с судьбой Антиохии остался на совести крестоносцев.
Убеждение византийского легата Боэмундом чем-то напоминало типичную схему работы агента внешней разведки.
Такитий был человеком с непростым характером и старался усердно выполнять распоряжения вышестоящего руководства, являясь отличным кандидатом на выражение "Заставь дурака молиться - он себе лоб расшибет".
В ходе осады Никеи легат частенько критически высказывался о военных умениях крестоносцев, чем настроил против себя предводителей похода, однако Боэмунд всегда относился к нему с подчеркнутым уважением.
Как только Святое войско осадило Антиохию, Боэмунд начал активнее общаться с Такитием и в начале февраля 1098 года по-дружески сказал ему, что другие лидеры крестоносцев подозревают легата в сговоре с сельджуками и планируют его устранение. Бедный Такитий поверил каждому слову Боэмунда, поэтому в один из дней тихонько собрал вещи и покинул осадный лагерь. Что самое забавное, никто из крестоносцев даже не думал подозревать византийца в договорах с мусульманами.
Дождавшись отбытия византийского легата, Боэмунд объявил войскам, что Такитий был предателем, а соответственно, в отсутствие византийского чиновника все захваченные города, будут переходить под власть тех, кто первым ступил на их территорию. Как я говорил в предыдущей статье, именно Боэмунд оказался первым, кто занял Антиохию.
После захвата Антиохии Боэмунд Тарентский сразу заселился в дворец эмира и освободил всех христианских заключенных, среди узников оказался патриарх Иоанн Оксит, который с самого начала осады томился в тюрьме.
Тем временем, Кербога - эмир Мосула, собрал солидную армию и объединился с отрядами сельджуков, которые разместились в окрестностях Антиохии. Всего у мусульман в армии насчитывалось около 40 тысяч солдат. Эмир сразу же начал захватывать стратегические точки вокруг Антиохии, жестоко расправляясь с защитниками сторожевых башен и цитаделей.
Двукратное численное преимущество мусульман и очаровательные пейзажи разлагающихся тел на улицах города серьезно подорвали боевой дух Святого воинства. Все больше крестоносцев просились дежурить в гавани по ночам. Дозорные набивались в корабли, заходящие в гавань и покидали осажденный город. Дошло даже до того, что часть дезертиров спускалась по веревкам со стен. Среди таких беглецов оказывались даже знатные феодалы, так, Лорд Монлери, покинув Антиохию, отправился к Стефану Блуасскому в Тарсус, а затем в ставку Алексея Комнина, который спешил на помощь осажденным крестоносцам. Прибыв к византийскому императору, Стефан и Монлери сообщили, что христиане в Антиохии уничтожены и помогать больше некому. Поверив рыцарям, Алексей отвел войска на север.
Но лидеры крестоносцев не думали сдаваться. Помимо неустанного контроля за стенами, предводители христиан думали о том, как поднять боевой дух солдат. Решение было найдено – силами священнослужителей и их прислуги крестоносцы запустили в массы идею о том, что было видение, согласно которому где-то в городе находится копье Лонгина (то самое, которым ударили Иисуса при распятии). В скором времени комиссия из священнослужителей и рыцарей при повторном осмотре собора Святого Петра нашла старый ржавый наконечник, на котором засохла красная субстанция (по всей вероятности, кровь Спасителя).
Весть о чудесной находке произвела фурор среди крестоносцев, примерно такой же, какой вызывает выход нового IPhone в XXI веке. Таким образом, предводители крестоносцев заручились мощным моральным капиталом.
Считая, что подъем боевого духа в войсках необходимо срочно использовать, лидеры крестоносцев решили совершить вылазку против сельджуков. Утром 28 июня 1098 года христиане вышли из города и выстроились напротив осадного лагеря мусульман. Перед войсками пронесли святое копье, после чего крестоносцы выступили на неверных. Поначалу сельджуки использовали тактику «Бей и убегай», они осыпали христиан стрелами и поджигали за собой траву, но боевой дух крестоносцев был слишком высок. Несмотря на трудности, крестоносцам все же удалось настигнуть войска Кербоги и нанести ему сокрушительное поражение.
Кстати говоря, в ходе сражения несколько крупных отрядов покинули отряд эмира из-за разногласий, что только усилило уверенность христиан в победе.
В итоге, крестоносцы захватили осадный лагерь, где нашли солидные запасы провианта и богатые трофеи. Ситуация, казавшаяся безнадежной, в одночасье поменялась благодаря дивной находке.
А что, копье действительно настоящее?
Да нет, конечно. Удачные видения накануне, неожиданная находка ржавого наконечника с засохшей кровью, подозрительно быстрое распространение этой информации в лагере христиан - очень похоже на грамотный пиар-ход. Странно все это смотрится еще и потому, что в римской армии не было артикульных номеров, поэтому достоверно определить принадлежность наконечника тому или иному солдату невозможно. Может быть и правда, этой ржавой железяке было больше 1000 лет, но где гарантии, что именно им ударили именно Спасителя, а не какого-нибудь сирийца или египтянина?
И да, после победы над Кербогой часть крестоносцев попыталась уличить своих лидеров в том, что копье является фальшивкой. Монах Пётр Варфоломей решил доказать всем, что копье настоящее. Он придумал оригинальный способ – провести испытание огнем. Снял ботинки и с копьем в руках прошелся по дорожке между двумя огромными кострами. Бедный Пётр получил ожоги и через 12 дней умер. Это так, к слову.
В любом случае, захват Антиохии, вкупе с находкой уникальной реликвии укрепил авторитет крестоносцев, но сил у них осталось немного. Кроме того, факт захвата города конкретным лидером крестоносцев в обход Византии создал очаровательный прецедент. Теперь каждый из предводителей Первого Крестового похода захотел себе город в Святой земле.
Но главной целью все еще оставался Иерусалим. И как же крестоносцы готовились к походу на самый ценный город для христиан?
Об этом я расскажу в следующей статье!
Следующая серия:
Предыдущая серия:
Подборка для настоящих крестоносцев: