Найти в Дзене
Немного Историк

Осада Никеи. Почему крестоносцы перестали доверять византийскому императору?

Первый Крестовый поход – самое удачное военное предприятие европейцев на Ближнем Востоке. Впервые за долгое время независимые христианские правители объединились ради одной идеи и в короткие сроки (по меркам средневековья) отбили у мусульман важнейшие религиозные и культурные города. Довольно часто общая хронология Первого Крестового похода воспринимается как приятное путешествие в жаркие страны со зрелищными битвами и прекрасными пирами. Но так ли это было на самом деле? В предыдущей статье о причинах Первого крестового похода, я уже отмечал, что не стоит рассматривать эту военную кампанию как единомоментное и централизованное шествие на Ближний Восток. Еще до того, как стройные ряды рыцарей с крестами покинули родные земли, разбираться с иноверцами отправились фанатичные энтузиасты, которые, в большинстве своем, не смогли дойти даже до Византии. Фанатиков возглавил Пётр Пустынник, довольно занимательный персонаж, который искренне считал, что лишь при одном виде распятия армия неверны

Первый Крестовый поход – самое удачное военное предприятие европейцев на Ближнем Востоке. Впервые за долгое время независимые христианские правители объединились ради одной идеи и в короткие сроки (по меркам средневековья) отбили у мусульман важнейшие религиозные и культурные города.

Для европейцев это была первая масштабная военная компания, где задействовано сразу несколько влиятельных монархов.
Для европейцев это была первая масштабная военная компания, где задействовано сразу несколько влиятельных монархов.

Довольно часто общая хронология Первого Крестового похода воспринимается как приятное путешествие в жаркие страны со зрелищными битвами и прекрасными пирами. Но так ли это было на самом деле?

В предыдущей статье о причинах Первого крестового похода, я уже отмечал, что не стоит рассматривать эту военную кампанию как единомоментное и централизованное шествие на Ближний Восток. Еще до того, как стройные ряды рыцарей с крестами покинули родные земли, разбираться с иноверцами отправились фанатичные энтузиасты, которые, в большинстве своем, не смогли дойти даже до Византии.

Фанатиков возглавил Пётр Пустынник, довольно занимательный персонаж, который искренне считал, что лишь при одном виде распятия армия неверных обратится в бегство. Отрезвление наступило быстро, еще на территории Священной Римской империи.

Религиозный фанатизм граничил с безумием. Вы только представьте, простые крестьяне действительно верили в то, что они смогут пройти через половину мира и с налету захватить несколько укрепленных городов.
Религиозный фанатизм граничил с безумием. Вы только представьте, простые крестьяне действительно верили в то, что они смогут пройти через половину мира и с налету захватить несколько укрепленных городов.

Как выяснилось, одной верой сыт не будешь и его люди принялись грабить местные еврейские общины, а когда те начали давать отпор, оказалось, что доспехи все-таки защищают куда надежнее распятия. Буквально за несколько месяцев огромное войско фанатичных голодранцев рассеялось по германской территории, разбившись на мелкие банды и доставив немало проблем немецким рыцарям.

На самом деле, первая волна «крестоносцев», в определенном смысле, дискредитировала идею похода и свела к минимуму участие германских рыцарей в походе. Какие экспедиции в Святую землю, когда у тебя под окном воруют и убивают?

Основной ударный кулак крестоносного движения сформировали феодальные знати Западной Европы, среди которых были Франция, Нормандия, Фландрия, Лотарингия и другие области. Рыцари были хорошо вооружены и организованы, сыты, довольны, а что самое главное, очень хотели подзаработать, да еще и искупить свои грехи, которых, к тому времени, накопилось на несколько поколений вперед.

Кажется, будто бы это кадр из игры, но нет. Его сгенерировала нейросеть.
Кажется, будто бы это кадр из игры, но нет. Его сгенерировала нейросеть.

Самое приятное в Первом крестовом походе было то, что Византийская империя брала на себя большую часть логистических издержек. Это очень удобно, так как рыцарям не нужно было думать, где заказывать еду, точить мечи и кормить лошадей. Тем более, путь к Святой земле предстоял небыстрый и надо было где-то комфортно перезимовать. Византийский император любезно предоставил свои территории для зимовки Святой армии.

Византия надеялась стать главным бенефициаром христианского предприятия. Земли, захваченные мусульманами, когда-то принадлежали императору, поэтому еще на этапе переговоров, Алексей Комнин настаивал на возвращении всех византийских территорий, захваченных мусульманами. Собственно, в этом и была главная мотивация всесторонней поддержки императором Первого крестового похода.

Перезимовав в Византийской империи, в 1097 году крестоносцы отправились к Никее. Еще во время зимовки к войскам рыцарей присоединились остатки первой волны фанатиков, которых Пётр Пустынник все же смог довести до Византии. Незнатных крестоносцев сразу же запрягли тяжелой работой по подготовке осадных машин, так как европейские паладины в сияющих доспехах не могли запятнать себя деятельностью разнорабочих.

Лидерам Первого крестового похода было не так-то просто договариваться даже в самых простых и очевидных вопросах. Плюрализм мнений, порой, приводил к жуткому промедлению.
Лидерам Первого крестового похода было не так-то просто договариваться даже в самых простых и очевидных вопросах. Плюрализм мнений, порой, приводил к жуткому промедлению.

Европейским крестоносцам удалось построить несколько больших осадных башен, которые при первой же попытке штурма сгорели подчистую, став могилой для оптимистичных рыцарей, рассчитывавших на скорую победу.

Было принято решение брать город измором, но и тут что-то пошло не так. Половина города лежала на побережье Асканского озера, поэтому у мусульман не возникало проблем с провиантом.

Никогда не понимал, зачем строить флот в крупных озерах, видимо, именно для таких случаев.

Сложилась неприятная ситуация, когда провизию в осажденный город доставляли прямо на глазах у христианских рыцарей, но крестоносцы не могли ничего сделать, так как их осадные машины попросту не дотягивались до кораблей противника.

В порыве гнева лидеры Первого крестового похода приказали обезглавить всех пленных и стали порциями отправлять их за стены города, надеясь подорвать боевой дух защитников.

Добрые византийцы спешат на помощь коллегам.
Добрые византийцы спешат на помощь коллегам.

Видя бессилие крестоносцев, к осаде решил присоединиться византийский император. Он приказал перетащить по суше флот в акваторию озера и перекрыть прибрежную линию, чтобы осажденные больше не могли доставлять провиант по воде. Византийским флотом командовали два полководца – Мануил Вутумит и Татикий. Помимо установления блокады, у этих благородных господ было и секретное задание. Они вступили в контакт с сельджукским султаном, Кылыч-Арсланом I, и уговорили его сдать город войскам византийской империи.

Установив блокаду, два полководца сошли на сушу близ города и начали готовиться к самостоятельной осаде, сохранив в тайне договоренности с мусульманами. 19 июня византийцы пошли на штурм рано утром, пока крестоносцы сладко сопели в осадном лагере. Немного посопротивлявшись для виду, защитники города капитулировали, открыв ворота византийцам.

Вы только представьте, в каком шоке находились европейские крестоносцы, когда византийские солдаты заняли караульные места на никейских стенах и объявили, что город теперь находится под защитой императора.

Примерно с такими лицами наблюдали за ситуацией обманутые крестоносцы.
Примерно с такими лицами наблюдали за ситуацией обманутые крестоносцы.

Честно говоря, крестоносцы надеялись восполнить запасы за счет грабежей местного населения, а когда эту возможность у них отобрали, войско европейцев пришло в негодование. Чтобы избежать повторной осады города, Алексей Комнин начал стягивать остальные войска к Никее. Крестоносцам пришлось согласиться с данностью, причем, в город они могли войти, но только небольшими группами и под строгим надзором византийских солдат.

Чтобы хоть как-то сгладить неприятный инцидент, Алексей Комнин наградил лидеров крестоносцев деньгами, а рыцарям выдал по лошади, но это не произвело особого впечатления на святое воинство. С этого момента противоречия Византийской империи и лидеров крестоносцев множились в геометрической прогрессии, а запад и восток перестали доверять друг другу.

Захват Никеи стал первым крупным успехом крестоносцев, несмотря на всю противоречивость результата, святое воинство воодушевилось и с новыми силами двинулось на юг, к Антиохии.

Впереди их ожидало первое крупное сражение с сельджуками, о котором мы поговорим в следующей статье.

Уважаемые Читатели, если вам понравился материал, пожалуйста, ставьте "палец вверх" и подписывайтесь на канал!

Следующая серия:

Предыдущая серия: