Найти в Дзене
Литература-вед

ЧЕМ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ТЕКСТА


Продолжим вникать в тонкости литературоведческих вопросов.
В последнее время практически отменена идиома «художественное произведение».

Тридцать лет назад в угоду нашим американским коллегам был совершён поворот от реалистической литературы, традиционной для нашей страны, в сторону формалистики в литературе.
Тогда и произошла подмена. Вместо этого устойчивого выражения, ввели в литературный обиход слово текст.

ТАТЬЯНА ЧЕКАСИНА ДЕРЖИТ В РУКЕ ОБА ТОМА СВОЕГО РОМАНА «КАНАТОХОДЦЫ», О КОТОРОМ МЫ УЖЕ РАССКАЗЫВАЛИ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В ЗАМЕТКЕ ПОД НАЗВАНИЕМ: «САМАЯ БОЛЬШАЯ КНИГА ГОДА».
ТАТЬЯНА ЧЕКАСИНА ДЕРЖИТ В РУКЕ ОБА ТОМА СВОЕГО РОМАНА «КАНАТОХОДЦЫ», О КОТОРОМ МЫ УЖЕ РАССКАЗЫВАЛИ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В ЗАМЕТКЕ ПОД НАЗВАНИЕМ: «САМАЯ БОЛЬШАЯ КНИГА ГОДА».


Текст – понятие техническое. Конечно, можно сказать «художественный текст», но по сути это будет неполно и не очень грамотно. Ибо текст – это инструкции, реклама, научные тексты и тому подобное.

Для обозначения художественного текста будет правильнее говорить «художественное произведение».
Вот какое определение дал великий немецкий философ Гегель:
«Художественное произведение – это раскрытие содержания жизни, её истины в образном воплощении, в образной форме».


Академик Поспелов считает, что произведения искусства должны отражать
«идеологически обобщающее осмысление социальных явлений».
Внедрение текста как главного понятия в литературе, освобождает литератора от этих высоких требований, заведомо снижая его уровень.


Остановимся на самых распространённых особенностях текстов, которые сейчас в большом количестве выпускают издательства под маркой художественных произведений.


Во-первых,
линейный пересказ событий, так называемый метод перечислений, когда глаголы буквально насыпаны на страницах и быстро делают чтение нудным и скучным.
Пример такого текста:


Она встала поздно, вышла на кухню, заметила, что мужа нет, выпила кофе, решила, что муж ей изменил, надела плащ, выбежала на улицу, села на трамвай и доехала до работы мужа. На фирме его не было…


Это не цитата, это наша иллюстрация, сочинённая в процессе набора на компьютере этой статьи. Такие, с позволения сказать, «рассказы», печатают всюду, и выдают у нас в последнее время за художественные произведения.

«ПРЕДШЕСТВЕННИК», РОМАН ТАТЬЯНЫ ЧЕКАСИНОЙ, НАПИСАННЫЙ МЕТОДОМ РЕАЛИЗМА, ГДЕ КАЖДОЕ СЛОВО ПРОДУМАНО, И ЭТО СОЗДАЁТ ОЩУЩЕНИЕ ВТЯНУТОСТИ ЧИТАТЕЛЯ В МИР ГЕРОЕВ, ДЕЛАЯ ЕГО СОУЧАСТНИКОМ СОБЫТИЙ.
«ПРЕДШЕСТВЕННИК», РОМАН ТАТЬЯНЫ ЧЕКАСИНОЙ, НАПИСАННЫЙ МЕТОДОМ РЕАЛИЗМА, ГДЕ КАЖДОЕ СЛОВО ПРОДУМАНО, И ЭТО СОЗДАЁТ ОЩУЩЕНИЕ ВТЯНУТОСТИ ЧИТАТЕЛЯ В МИР ГЕРОЕВ, ДЕЛАЯ ЕГО СОУЧАСТНИКОМ СОБЫТИЙ.


Методом перечисления пишут и пишут, искренне полагая, что такая писанина является писательской. Утомительно здесь не только однообразное применение глаголов, но и
вынужденное употребление имён персонажей. Как начнёт автор называть своего героя или героиню, да ещё с данным ей (ему) непонятно зачем сложным именем, так и вставляет это имя в текст назойливо на протяжении всего этого текста.
Например:


Алина Вильгельмовна Литербергова отошла к окну, ей захотелось выйти на улицу. Алина Вильгельмовна Литербергова вскоре шла знакомым переулком. Как ей быть, ведь события последних дней… Алина Вильгельмовна Литербергова подумала с грустью…
Вновь пришлось сочинить пример.


Можно, конечно, объяснить такое отсутствием слуха у авторов. И это будет очень правильное объяснение, так как
одним из составляющих писательского таланта является филологический слух. Это такое свойство улавливать на ходу тавтологии и аллитерации, не нужные в художественной прозе.

«ПОХОЖДЕНИЯ СВЕТЛОЙ БЛУДНИЦЫ». КНИГА О ЛЮБВИ. В ЭТОЙ КНИГЕ, ИМЕЮЩЕЙ НЕМАЛО ЛЮБОВНЫХ ИНТИМНЫХ СЦЕН, НЕТ НИ ПОШЛОСТИ, НИ ПОРНОГРАФИИ, ХОТЯ ВСЁ ОЧЕНЬ ЯСНО ВЗРОСЛОМУ ЧЕЛОВЕКУ. ЧИТАЙТЕ ОБ ЭТОЙ КНИГЕ ИНТЕРВЬЮ НА КАНАЛЕ «СОВЕТСКИЕ ПИСАТЕЛИ» ПОД НАЗВАНИЕМ: «НА ИНТИМНЫХ СЦЕНАХ ПРОЯВЛЯЕТСЯ МАСТЕРСТВО»
«ПОХОЖДЕНИЯ СВЕТЛОЙ БЛУДНИЦЫ». КНИГА О ЛЮБВИ. В ЭТОЙ КНИГЕ, ИМЕЮЩЕЙ НЕМАЛО ЛЮБОВНЫХ ИНТИМНЫХ СЦЕН, НЕТ НИ ПОШЛОСТИ, НИ ПОРНОГРАФИИ, ХОТЯ ВСЁ ОЧЕНЬ ЯСНО ВЗРОСЛОМУ ЧЕЛОВЕКУ. ЧИТАЙТЕ ОБ ЭТОЙ КНИГЕ ИНТЕРВЬЮ НА КАНАЛЕ «СОВЕТСКИЕ ПИСАТЕЛИ» ПОД НАЗВАНИЕМ: «НА ИНТИМНЫХ СЦЕНАХ ПРОЯВЛЯЕТСЯ МАСТЕРСТВО»


Ещё одно отличие текстов от художественного произведения. Они изобилуют подробностями, разумеется, не нужными, напрочь отсекающими читателю путь к смыслу, если он, конечно, там есть.

Как правило, в таких книгах смысл ясен во-первых строках. Прост, как репа, и очевиден. Например, у любителей похвалить далёкую от нас царскую жизнь, где бедных людей не считали за людей, а богатенькие купались в роскоши.
Современные создатели текстов, конечно, проявляют свою пламенную любовь к «графьям» и князьям, грязненько отзываясь о народе.

Напомню, немного отойдя от темы подробностей, которую продолжу, что в мире нет ни единого шедевра мировой литературы, который бы воспевал социальную несправедливость.


Вернёмся к зрительным подробностям. Их бывает в тексте так много, что читатель, как говорил академик Поспелов,
«находится в кабале у автора и вынужден прекращать чтение», дабы (добавлю от себя) ему начисто не вынесли мозг.


Но подробности бывают не обычными, а такими, например, как у Гоголя, и заключают они динамику действия, чего лишены обычные подробности, надоедливо статичные, ну, те, что в книгах неумелых сочинительниц нашего времени, хотя и во времена Гоголя они тоже были, пописывая всю эту ерунду в женские журналы. Пришедшие реалисты напрочь перечеркнули эти беспомощные тексты.


С текста спросу мало, а потому возможны в нём линейные перечисления действий и нагромождение мелких деталей.

«УБИЙСТВЕННЫЙ УРОК», ПОВЕСТЬ ОБ ЭКСТРАСЕНСАХ. ЭТА КНИГА ТАТЬЯНЫ ЧЕКАСИНОЙ ИЗДАНА СОВСЕМ НЕДАВНО. В НЕЙ НЕ ТОЛЬКО ЭТА ПОВЕСТЬ, НО И ДРУГИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. МЫ ЕЩЁ ПОДРОБНО ОСТАНОВИМСЯ НА ЭТОЙ КНИГЕ, В КОТОРОЙ ВЫ НЕ НАЙДЁТЕ НАЗОЙЛИВЫХ ПЕРЕЧИСЛЕНИЙ И УТОМИТЕЛЬНЫХ ДЕТАЛЕЙ. ЗДЕСЬ ВСЁ ПО-ВЗРОСЛОМУ: ГЛУБОКИЕ ИДЕИ И ЯРКОЕ ДИНАМИЧНОЕ ИХ ВОПЛОЩЕНИЕ.
«УБИЙСТВЕННЫЙ УРОК», ПОВЕСТЬ ОБ ЭКСТРАСЕНСАХ. ЭТА КНИГА ТАТЬЯНЫ ЧЕКАСИНОЙ ИЗДАНА СОВСЕМ НЕДАВНО. В НЕЙ НЕ ТОЛЬКО ЭТА ПОВЕСТЬ, НО И ДРУГИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. МЫ ЕЩЁ ПОДРОБНО ОСТАНОВИМСЯ НА ЭТОЙ КНИГЕ, В КОТОРОЙ ВЫ НЕ НАЙДЁТЕ НАЗОЙЛИВЫХ ПЕРЕЧИСЛЕНИЙ И УТОМИТЕЛЬНЫХ ДЕТАЛЕЙ. ЗДЕСЬ ВСЁ ПО-ВЗРОСЛОМУ: ГЛУБОКИЕ ИДЕИ И ЯРКОЕ ДИНАМИЧНОЕ ИХ ВОПЛОЩЕНИЕ.


Мы сопровождаем нашу статью книгами писателя
Татьяны Чекасиной, в произведениях которой большую роль играет социальная составляющая. Но одновременно этот автор как настоящий художник умеет пользоваться и глаголами, и подробностями, где каждое слово имеет своё место и служит для раскрытия философских смыслов, заложенных в произведениях.


Умение пользоваться и деталями (подробностями), и глаголами – один из признаков писательского таланта.


Если у вас возник интерес к рекомендуемому нашим каналом автору, вы сможете прочесть её книги и убедиться в том, насколько рассказываемое о её творчестве, правда.


Даём ссылки на другие каналы Дзен, где вы сможете найти дополнительную информацию об этом авторе:
«Татьяна Чекасина писатель»
«Советские писатели»:
https://dzen.ru/id/6627a955e8204c09edce2a29
«Супер-чтец»:
https://dzen.ru/id/6624f4b7731b000bc0f3e2c0?share_to=link

Ссылки на книги Татьяны Чекасиной:

В бумажном и в электронном виде:

1.«Похождения светлой блудницы»:
https://www.litres.ru/tatyana-chekasina/pohozhdeniya-svetloy-bludnicy/

2. 3. «Канатоходцы»: Том 1 и том 2
https://www.labirint.ru/books/876884/
https://bmm.ru/books/details/421649/
https://www.chitai-gorod.ru/catalog/book/2929268/
https://www.wildberries.ru/catalog/118080631/detail.aspx
https://www.ozon.ru/product/kanatohodtsy-roman-t-1-chekasina-tatyana-678001052/?sh=CBCcahJEug
https://book24.ru/product/kanatokhodtsy-roman-tom-1-6626045/
https://www.bookvoed.ru/book?id=13565113

https://www.litres.ru/book/tatyana-chekasina/kanatohodcy-tom-i-69133450/
https://www.izdanieknig.com/catalog/proza./17300/

https://www.yandex.ru/search/?lr=2&offline_search=1&text=%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%86%D1%8B+%D1%87%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B0+%D1%82%D0%BE%D0%BC+%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B9+%D0%BA%D1%83%D0%BF%D0%B8%D1%82%D1%8C+%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0

4. «Золотая рыба», роман-дилогия: сайт издательства Озон Вайлдберис Читай город
Book24 Литрес


5. «Убийственный урок»: Сайт издательства Литрес Озон Вайлдберис Указка


Электронные книги:

1. «Пять историй»:
https://www.litres.ru/tatyana-chekasina/pyat-istoriy/

2. «25 рассказов»:
https://www.litres.ru/tatyana-chekasina/25-rasskazov/

3. «Чистый бор»: 
https://www.litres.ru/book/tatyana-chekasina/chistyy-bor-69007663/

4. «Пружина»: 
https://www.litres.ru/book/tatyana-chekasina/pruzhina-69007657/

5. «Предшественник»: 
https://www.litres.ru/book/tatyana-chekasina/predshestvennik-69007645/

6. «Батальонная любовь» ссылка: Батальонная любовь

7. «Дама в снегах» ссылка: Дама в снегах

8. «Квартирантка» ссылка: Квартирантка


Если вы заинтересовались вопросами, поднятыми в этой статье, ставьте лайки, делайте репосты, подписывайтесь на наш прогрессивный канал.