Во время Второй мировой войны, летчики, как на стороне Германии, так и среди советских войск, демонстрировали необычайное мастерство и отвагу. Эрих Хартман из Германии, с 352 воздушными победами на своем счету. Но даже с такими выдающимися достижениями, Красная армия сумела победить немецкие вооруженные силы.
- Любовь к небу и полетам объединяет летчиков независимо от их национальности.
- Советский летчик Антон Иванович Леонов, потерявший руку, с огромной решимостью вернулся в небо, доказав, что страсть к полетам превосходит любые физические ограничения.
- В Германии также были летчики, которые, подобно Леонову, не могли представить свою жизнь без возможности подняться в воздух, как, например, Виктор Петерман.
Перед началом войны Петерман уже показывал свой интерес к полетам, будучи активным участником планерного спорта. Вступление в ряды Люфтваффе в 1939 году открыло для него новый этап, где он с 1939 по 1942 год осваивал навыки пилотирования. В середине 1942 года Петерман присоединился к боевым действиям на фронте.
- В те дни, находясь в составе 52-й истребительной эскадрильи, он участвовал в воздушных сражениях над Азовским морем, где его противниками были советские истребители.
- Несмотря на то что первые 22 вылета, выполненные в течение двух недель, не принесли ему успеха, его упорство было вознаграждено, когда он сбил свой первый ЛаГГ-3 возле Волоконовки.
- Этот успех был почти сразу же увенчан повторным триумфом, когда на следующий день Петерман сбил истребитель МиГ-1.
Карьера Петермана как летчика была насыщена как впечатляющими успехами, так и серьезными испытаниями. Одним из критических моментов стало столкновение с советским истребителем И-153 1 августа, когда на старом самолете советский пилот сумел настигнуть и повредить Мессершмитт, заставив Петермана выполнить аварийную посадку. Несмотря на серьезные повреждения самолета, Петерман выжил, успешно посадив машину.
- В течение своей службы Петерман демонстрировал выдающиеся результаты, особенно это было заметно в апреле, когда он сбил два Як-1 в одном бою, увеличив свой счет до двадцати восьми советских самолетов к концу месяца.
- К маю к его списку побед было добавлено еще восемнадцать советских самолетов.
Однако не все шло гладко в его карьере. Во время одной из операций над Кубанью, его самолет был поврежден в бою с советскими истребителями и пришлось совершить вынужденную посадку за линией фронта. Виктору удалось избежать пленения, и вскоре он сумел вернуться к своим, продолжив службу.
25 сентября стал днем рекорда для Петермана, когда он, в течение всего 23 минут боя, уничтожил один русский Як-1 и три Ил-2. 9 сентября, он был награжден "Кубком почета" от своего командования. Петерманн был переведен в подразделение 6./JG 52 10 сентября 1943 года, где продолжил показывать высокие результаты в боях.
В серии успехов наступила внезапная остановка, но не из-за встречи с вражескими истребителями. 1 октября, в результате трагической ошибки, немецкие противовоздушные силы приняли самолет Петермана за вражеский и сильно его повредили, в результате чего его Мессершмитт вспыхнул. Когда Петерман попытался использовать парашют, он обнаружил, что он непригоден для использования, а также серьезные травмы руки и ноги усложнили его положение.
- Несмотря на болезненное состояние и сложности, Петерману удалось выполнить экстренную посадку своего горящего самолета в поле.
- Впоследствии он был быстро эвакуирован немецкими войсками в медицинское учреждение, где началась борьба за его жизнь.
Виктор Петерман не только выжил после серьёзных травм, потеряв левую руку выше запястья и один из пальцев на ноге, но и продолжил свою военную карьеру. В госпитале Петерману был вручен Железный крест за его выдающиеся достижения на поле боя — 61 победа. Эта награда пришла в момент, когда многие уже не верили в его возвращение.
Сначала он смог убедить командование перевести его в секцию военных исследований Люфтваффе, что позволило ему оставаться в строю. Затем, полный решимости вернуться к активным боевым действиям, Петерман разработал уникальное приспособление, позволявшее ему снова управлять своим истребителем Мессершмитт, несмотря на отсутствие левой руки.
- В 1944 году Виктор Петерман, обер-лейтенант Люфтваффе, "вооруженный" протезом, который позволял ему управлять истребителем, вновь взмыл в небо.
- В марте следующего года он успешно атаковал и уничтожил четыре вражеских истребителя. Позже он был переведен на экспериментальный реактивный истребитель Ме.262, хотя значительных успехов на нем добиться не удалось из-за скорого завершения войны.
Когда война подошла к концу, Петерман и его соратники сдались в руки американских войск, которые впоследствии передали их советским военным.
- К моменту пленения Петерман мог похвастаться сбитием 64 советских самолетов, и если учесть еще шесть неподтвержденных побед, его общий счет достигал бы 70.
- Однако в советском плену он оказался не особо полезен из-за отсутствия руки, что сделало его неспособным к труду. В июле 1945 года его отпустили, и он был отправлен в Восточную Германию.
В мае 2001 года он ушел из жизни. Петерман во время войны выполнял лишь обязанности летчика-офицера, не принимая участия в действиях против гражданского населения и не участвуя в репрессивных мероприятиях.
Благодаря отсутствию доказательств его причастности к военным преступлениям и несмотря на значительные достижения в воздушных боях против советских летчиков, советское правосудие признало Петермана невиновным в совершении военных преступлений, позволив ему вернуться домой, где он мирно дожил до конца своих дней.