«Важное инвестиционное вложение», «огромная перевалочная база», «наша гордость» — так называют крупнейший в России зерновой хаб. «Забайкальский зерновой терминал» — главный элемент программы «Новый сухопутный зерновой коридор», которая направлена на развитие инфраструктуры, увеличение объёмов и поставок в дружественные страны.
Статус резидента «ТОР Забайкалье» предприятие получило в 2019 году, а сам объект был запущен в эксплуатацию в 2022 году. Проект открывает блестящие перспективы в агропромышленности и уверенно заявляет о себе на международном рынке.
В чем же особенность Терминала? Почему о нём столько говорят? И как льготы помогли вывести производство в самое громкое открытие отрасли? Подробнее — в статье.
Подписывайтесь на канал! Здесь всё о лайфхаках для бизнеса на Дальнем Востоке и Арктике.
Самый быстрый путь в страны Азии
Первая презентация проекта состоялась в марте 2012 года, с 2012 по 2013 год был разработан сам железнодорожный зерновой терминал, в 2021 состоялся запуск программы. В Забайкальском зерновом терминале учтено всё:
— доставка;
— транспортировка зерна на экспорт или перевалку;
— отдельное хранение.
Сейчас железнодорожный маршрут Забайкальск-Манчжурия представляет собой самый короткий маршрут экспорта зерна в Китай. И если раньше зерно доставляли около 3 месяцев, и перевозка обходилась значительно дороже, то в настоящее время груз поступает в течение 3 недель из любой точки Урала и Сибири. К тому же, объект экономит около 40 миллиона рублей производителям и экспортерам.
Что касается самого железнодорожного полотна, то и здесь есть особенности. Дело в том, что в России ширина колеи 1520 мм, а в Китае — 1420 мм. Благодаря сквозной системе путей, когда происходит их сближение, снизились затраты и время на перевозку.
Вот как прокомментировали в компании «Новый сухопутный зерновой коридор» важность зернового терминала: «Этот маршрут — самый выгодный для предприятий Дальнего Востока, Сибири и Урала и компаний из Китая, которые поставляют товары в Россию. Маршруты из Китая в Россию строятся через Владивосток, Благовещенск и Забайкальск. Грузы через Забайкальск проходят теперь за 21 день».
Воплотили на ТОР
Терминал способен перерабатывать огромное количество грузов:
● 16 силосов для хранения зерна объемом 5 тыс. тонн каждый;
● перевалка до 8 млн т зерновых, зернобобовых и масличных культур в год;
● перевалка до 25 000 тонн сыпучих зерновых грузов в сутки.
Компания «Новый сухопутный зерновой коридор»(НСЗК) — крупнейший частный инвестор в приграничной зоне пункта пропуска Забайкальск – Маньчжурия. В настоящее время уже инвестировано более 12 млрд. рублей в Забайкальский зерновой терминал, объекты инфраструктуры ТОР «Забайкалье» и модернизацию станций Мациевская и Забайкальск. Дополнительно в 2024-2025 годах будет вложено около 3 млрд рублей в другие инфраструктурные и производственные объекты.
О достижениях Терминала рассказывает представитель компании НСЗК.
1. Прежде всего усовершенствованы процедуры фитосанитарного контроля. До этого ФСС или фитосанитарный сертификат оформлялся на каждый вагон в составе, или, как в нашем случае, на каждый контейнер. А сейчас ФСС предусмотрен на весь железнодорожный поезд.
2. Утвердили и технологию перевозки грузов в bulk – контейнерах, погруженных в Терминал.
3. Продолжаем упрощать проведение лабораторных исследований совместно с Главным таможенным управлением Китая».
Как будет ли развиваться Забайкальский зерновой Терминал?
Терминал содержит 2 железнодорожных парка, депо на 6 локомотивов. Сквозная технология присоединения позволяет принимать полные составы по обеим колеям. Такой продуманной инфраструктуры нет нигде в мире. А планы по развитию так же амбициозны!
В приоритете:
— увеличить объёмы перевалки зерновых грузов, мощности терминала позволяют осуществлять перевалку до 8 млн тонн зерна в год;
— увеличить парк сухопутного зернового флота до 22 тыс. единиц контейнеров-зерновозов, которые перевозят грузы зерновых по маршруту Забайкальск – регионы КНР;
— развить таможенно-логистический терминал мощностью до 500 тыс. TEU и создать полноценный логистический хаб, который будет синхронизирован с такими же производствами в КНР;
— ввести второй главный путь колеи 1435 мм на станции Забайкальск. Это ещё больше увеличит пропускной способности железнодорожной инфраструктуры пограничного перехода Забайкальск – Маньчжурия.
Даже самый сложный проект воплотить проще на территории опережающего развития (ТОР)
Для резидентов ТОР действуют льготы и административная поддержка. Об этом мы писали здесь.
Забайкальский зерновой терминал получает льготы по налогу на прибыль, имуществу, пользуется пониженными тарифами страховых взносов. В течение первых 3-5 лет предприниматели полностью посвящают себя развитию собственного бизнеса и экономики края, не беспокоясь о проблемах с бюджетом.
Кроме налоговой помощи, участники получают административную поддержку:
● выгодную логистику, удобство доставки товаров и материалов;
● гарантированную защиту прав резидентов в судах;
● возможность привлекать иностранную рабочую силу без ограничений квот;
● ускоренные процедуры контрольных проверок;
● субсидирование процентной ставки по кредитам.
Планируете открывать свой проект? Исследуйте все доступные возможности и льготы для предпринимателей на Дальнем Востоке и в Арктике. Переходите по ссылке и отправляйте свою заявку: https://erdc.ru/supports/
Эксперты КРДВ управляющей компании ТОР, входящей в структуру Минвостокразвития России, консультируют по префрежимам и помогают подать документы, а также сопровождают проекты уже после получения статуса резидента.