Я долго думал, о каком направлении написать в день защиты детей. И уже ближе к вечеру пришла мысль: а зачем я собственно заморачиваюсь, мучительно выбирая самый детский город. Ведь можно написать про детские железные дороги. Я первый раз оказался на такой в 8 лет. Ходил я в школе летом на площадку, и нам устроили экскурсию на этот объект. Находился он тогда совсем в другом месте города (сейчас в самом центре на острове Конный). А вот тогда детская железная дорога была у нас в предместье Рабочее. Ох и заморочено туда добираться из моего родного Юбилейного. Помню, что вся первая половина дня у нас на этот вояж и ушла, даже к обеду не успели.
Мне на нашей ДЖД очень нравится. Там и музей достаточно приличный оборудовали.
Ну а теперь давайте посмотрим, в каких еще городах страны есть аналогичные объекты. Отсортировал я их по убыванию протяженности. Кстати, неким прообразом ДЖД можно считать небольшую дорогу, построенную для великого князя Михаила Александровича в Гатчине. Он же и был там машинистом на небольшом паровозе.
1. Свободный - город в Амурской области. Протяженность - 11,6 км. Интересно, что в Москве собирались построить что-то сопоставимое по длине в Измайловском парке, однако проект не удалось реализовать. Поэтому Свободненская детская железная дорога лидирует в наши дни.
Открыли ее еще до войны. Она не была первой по вводу в эксплуатацию, но лидерство по протяженности сразу же захватила.
2. Второе место по длине занимает Малая Царскосельская железная дорога. Это, естественно, Санкт-Петербург. Вообще в городе на Неве два аналогичных объекта. Тот, что длиннее, называется южный участок. Его протяженность 10,8 км, а открыли его относительно недавно - в 2011 году. А еще ее и Малая Октябрьская называют. Главная особенность в том, что трасса проложена параллельно витебской линии. начинается недалеко от станции метро "Купчино".
Ну а северный участок намного короче - лишь 2,1 км. Его укоротили после аварии 1964 года.
3. Оренбургская детская железная дорога - 5,8 км. Этот проект уже был послевоенный. Дорогу провели вдоль берега реки Урал.
4. Малая Южно-Уральская железная дорога. Находится в Челябинске и имеет длину такую же, как Оренбургская. Проект подготовили еще до войны, но его реализация растянулась на несколько десятилетий с учетом многочисленных реконструкций объекта. Ее трассу проложили сразу по двум зеленым зонам города - парку Гагарина и Шершневскому бору.
5. Ярославская детская железная дорога - 5,7 км. Судьба этой дороги чем-то напоминает историю Транссиба в районе Иркутска. Дело в том, что изначально дорога была построена вдоль берега Волги. Однако при заполнении Горьковского водохранилища ее пришлось переносить в другое место. Вот прямо как участок Иркутск - Порт Байкал, который разобрали в связи с заполнение Иркутского водохранилища.
6. Новосибирская детская железная дорога - 5,3 км. Одна из самых молодых в России. Проект был реализован уже в 2000-х гг. Когда я гулял по Новосибирскому зоопарку, то там были указатели в направлении ДЖД, которая располагается в Заельцовском парке. Ну и, конечно, любители фирменных поездов сразу же вспомнят один из них:
7. Малая Московская железная дорога - 5,0 км. Располагается она, правда, не в Москве, а в поселке Кратово, что в Раменском районе. Располагается она относительно недалеко от Малаховки, где мы много раз гостили у родственников. Они нам про нее рассказывали, но каждый раз что-то мешало посетить этот объект.
8. Ростовская детская железная дорога - 4,5 км. Одна из последних открытых перед войной в 1940 году. Причем один из поездов ходит с паровозной тягой
9. Казанская детская железная дорога - 4,3 км. И это тоже выходец из 2000-х годов.
Вообще во всей этой истории для меня самое парадоксальное - это обеспечение безопасности. Я не знаю как там в других городах, но в Иркутске доступ на детскую железную дорогу в общем-то свободный. А психов-то много. Как не боятся, что какая-нибудь ненормальная современная Анна Каренина глотнет "Фанты" и решит остановить поезд. Всё же в парках, в городской черте.
10. Это как раз Детская Восточно-Сибирская железная дорога в Иркутске - 4,1 км. Эдакий крепкий середнячок по протяженности.
11. Горьковская детская железная дорога - 4,1 км. А ведь когда-то она была одной из самых протяженных - 11,2 км. Но потом сократили маршрут, поскольку она мешала строительству газопровода. Здание вокзала - одно из самых запоминающихся:
12. Малая Тюменская железная дорога - 3,8 км. А вот этот объект вынесли за черту города.
13. Кемеровская детская железная дорога. И ее построили уже в 2000-х годах. Причем маршрут проходит по мосту над городскими улицами
14. Малая Забайкальская железная дорога. А вот ее я видел. В Чите, конечно. Длина 3,8 км. Но ее тоже постигла участь сокращения. Причем сначала дорогу пришлось переносить на новое место из-за строительства Парка Победы в центре города. А затем из-за участка улицы Ковыльной.
15. Свердловская детская железная дорога - 3,1 км. Причем тут специалисты до сих пор спорят, когда она была открыта. Официально в 1960 году. Однако часть доказывает, что линия была еще до войны, но просто затем ее забросили. Проходит же она прямо по границе Центрального парка.
16. Тульская детская железная дорога - 2,7 км. Вот только находится она не в Туле, а в городе Новомосковск.
17. малая Дальневосточная железная дорога. Хабаровск - 2,5 км. Возводили же объект к 100-летию города.
18. Южно-Сахалинская детская железная дорога - 2,2 км. И ее я тоже видел в городском парке. . Понятно, что объекты в основном стандартные. Здесь в качестве изюминки - проложенный по берегу озера путь.
19. Малая Северо-Кавказская железная дорога. Владикавказ. Тут уже совсем скромные размеры - 2,2 км. И тоже открытию помешала война, а потом и маршрут немного изменили.
20. Уфимская детская железная дорога - и это уже менее 2 км.
21. Малая Юго-Восточная железная дорога - 1,6 км. Располагается она в городе Лиски, станция которого является очень крупной узловой. Вот и решили здесь и ДЖД создать. Идея о начальной подготовке железнодорожников в общем-то и неплохая.
22. Курганская детская железная дорога. Это филиал аналогичной Челябинской.
23. Красноярская ДЖД. И надо ж такому случиться, что первая на территории современной России детская железная дорога на сегодняшний день одна из самых коротких - 1,3 км. А вот совсем первая была открыта в Тбилиси. В Красноярске же через год в 1936 году. И колея у нее своя - еще меньше. Смотрится, конечно, больше как аттракцион в парке:
Понятно, что здесь вообще все эксклюзивно.
24. Самая короткая на настоящий момент ДЖД в Волгограде. Раньше она тоже была намного длиннее, чем 1,2 км. Но и ее разобрали в связи со строительством речного вокзала.
Ну а сколько их было закрыто и демонтировано в республиках бывшего СССР! В общем, проект мне кажется очень хорошим. По крайней мере, ребенок, наверное, уже сам сможет понять его это или нет.
Спасибо, что читаете! До встречи на канале!