Найти тему

Сидеть на занятии можно как угодно, а за партой - неактуально

Оглавление

Каждый из нас еще с дошкольного детства знает, как принято детям сидеть на уроках, на творческих занятиях, да даже просто за обедом.

Понятное дело - за столом, не так ли? Еще и с определенной посадкой, которая обеспечивает сохранение здорового позвоночника и нормального зрения. Ну, по крайней мере, так нам испокон говорили еще с детского сада. Да и родители всегда об этом заботились.

Сейчас, работая с детьми разного возраста в специализированном социальном учреждении для детей с особенностями развития, понимаю, что эти правила у нас окончательно "размылись", умягчились, ушли на второй план. Или просто подстроились под особенных деток… а точнее - не под них самих, а под их капризы.

Нет, никого не хочу ругать или обвинять (кто я такая, чтобы это делать?), ни с кем не хочу ссориться… просто констатирую факт, хорошенько понаблюдав, как проходят занятия с особенными детьми у нас на работе.

Некоторые педагоги относятся к "необычным" условиям и формам довольно спокойно и лояльно, некоторые - просто "на автопилоте" ведут занятие, не думая, КАК оно проходит, лишь бы поскорее закончилось. Ну а есть и такие, кто против "прогибов" и "подстроек"!

Мол, если положено на занятии по той же аппликации клеить работы сидя за столом, то извольте сесть и работать! Именно сидя за столом, а не бегая по кабинету и пристраивая свой листочек на каждой стене по 20 секунд, не повисая на других ребятах, ставя свою поделку им на голову и, конечно, не выбегая в коридор, кинув эту поделку куда попало на полдороге.

Да и, что там говорить, наш небольшой "творческий" кабинетик - вовсе не располагает к пляскам и акробатике. Места мало, кругом - стулья, парты, шкафы и стеллажи с острыми углами. А учитывая, что там работают одновременно сразу несколько педагогов - то и яблоку упасть негде.

Но!

Так как детки, посещающие наши кружковые занятия, всё же необычные, а большинство из них - ребята с ментальными нарушениями, то далеко не каждый из них приучен сидеть за столом.

И, ввиду того, что они даже не осознают, ЧТО вокруг них происходит, и не понимают обращенную речь (да и вообще, испуганно кричат от любого шороха или "мельтешения"), посадить их за стол для какого-либо занятия - это еще сложнее, чем поплыть по морю на обычном городском троллейбусе. Кто-нибудь пробовал? Вот, у кого это получилось, тот пусть и говорит, что "ребенок не сел за стол, потому что плохой учитель подход не нашёл".

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

В общем, злюся…

Но, тем не менее, понимая, что нынешняя система работы с тяжелыми детками в условиях подобных государственных учреждений в ближайшее время не изменится, большинство наших педагогов вынуждено подстраиваться, дабы не быть съеденными администрацией и не выслушивать ругань и проклятья со стороны родителей тех ребят, к которым "не нашли подход" (а такое у моих коллег бывает часто, на полном серьезе).

И я тоже смирилась. Ну не садится ребенок за стол - да и не надо! Будем "жрать чо дали" и заниматься хоть лёжа на потолке!

Илюша и конвертик

Например, в мой кружок оригами ходил мальчик из стационара - четырехлетний Илюша. Ввиду своих психических особенностей - ну НЕ мог он дольше 5 секунд на стульчике сидеть (если что, в физическом плане - полный порядок).

Да и поделку делать - КАК, если он даже не понимает, что Илюша - это он и есть, стул - это вон та деревянная штука на полу, на которую нужно попой сесть (а что такое попа?), а листок бумаги на столе - это его будущая поделка, а не странная белая фигня, которую непременно нужно скинуть и растоптать.

А сложить из этого листа простейший конвертик… о, вы же педагоги, ну чего вам стоит научить Илюшу складывать конвертики!

  • Вот и складывали: прижмет мама Илюшу к стулу одной половинкой попы (вторая нога непременно свисает), а я - в это время делаю с ним один сгиб бумаги методом "рука в руке".
  • Ровно 5 секунд - и Илюша вырывается, выскакивает из стула и - бегом круги нарезать по кабинету, задевая и столы, и чужие стулья.
  • Мама его ловит и снова в стул - шмяк! И опять у меня есть 5 секунд, чтобы сделать Илюшиными ручками еще один сгиб.

И вот так урок проходит (бОльшую часть которого Илюша не конвертик клеит, сидя за столом, а бегает). Но тут я очень благодарна мамочке, которая понимает, что без ее вмешательства и физического воздействия - вообще с Илюшей "каши не сваришь".

Рома и стол

Также ходил в наши кружки еще один "стационарный" мальчик. Рома, 3 с половиной года, ментальные нарушения.

"Ходил в кружки" - это, конечно, сильно сказано!

Ну да, в кабинете-то он регулярно бывал, и даже в строгих рамках своего расписания занятий, но…

Во-первых, мамочка могла затолкать его в кабинет далеко не с первого раза (а Рома - он всегда громко плачет, кричит и упирается, будто бы его к стоматологу вталкивают), а во-вторых, сама мама не хочет с ним заходить и всегда говорит: "Без меня он лучше сидит, чем со мной" (чтось?) Ну и в третьих… вот как раз Рома, наверное, в той смене был чемпионом по отказу сидеть за столом на занятиях!

Зато под - столом всегда пожалуйста!

И вот так, по одному и тому же сценарию, проходят ВСЕ занятия с Ромой. Приводит мама его в кабинет: хоть к логопеду, хоть к дефектологу, хоть к нам на творчество, и...

Сначала педагог садится на корточки рядом с бьющимся в дверь Ромой, берет за ручку и нежно уговаривает его пойти с ней "немножко поиграть", а то "вон смотри, какие у нас интересные игрушки и всякие разные штучки! И эти игрушки (и штучки!) будут плакать, если хороший мальчик Ромочка не захочет с ними играть!"

Да-да, прекрасная тактика, но увы и ах, можно эти ласковые слова говорить хоть сутками, но НЕ РАБОТАЮТ они с детьми, не понимающими обращенную речь! Ну никак!

И Рома, по традиции, вырывает свою руку и, естественно, убегает.

А так как педагог стоит у двери и не дает выбежать в коридор, то убегает он… ПОД СТОЛ.

И, вот так, на каждом-каждом занятии, он просто сидит под столом, далеко и глубоко, вжавшись в угол, и орёт навзрыд! В течение всего урока! А чуть кто попытается его оттуда выманить (хоть уговорами, хоть игрушками, да даже вкусняшками) - он начинает еще громче кричать, брыкаться и метаться прямо под столом.

Рома - он совсем не плохой!

Нет, он не кусается и не бьёт никого, просто мечется настолько быстро и хаотично, что педагоги просто боятся: вдруг Рома ударится и травмируется в своем же неудобном убежище.

А уж сколько раз педагоги вызывали маму, чтобы вытащить Ромку из-под стола, прямо руками (самим-то нельзя силу применять!)

Но мама не хочет касаться этого процесса. Нет, не потому что она хочет взвалить ответственность на чужие плечи!

Она не говорит: "Вы ж педагоги, вот и ищите подход!"

Она по-другому говорит: "Ну ничего, ничего. Покричит, посидит под столом раз, посидит два, посидит три, а потом к вам и к кабинетам привыкнет и сядет заниматься".

Ну, может быть, в этом что-то и есть, но… Почему бы тогда самой не помочь Роме привыкнуть поскорее, почему бы не посидеть с ним рядышком, не побыть "посредником" между учителем и сыном, ради Ромкиного же блага?!

Не знаю, не знаю… где там третий или пятый раз, но уже в "стопицотый" раз Рома все равно так и сидит под столом на каждом занятии! И кричать не прекращает!

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

"Современные методики"

Вот, кстати, одна наша дефектолог (очень хорошая и приятная девушка) год назад ездила на семинар для работников коррекционных учреждений.

Там выступала с лекцией одна интересная женщина (какой-то "полураскрученный" специалист и "адепт наигуманнейшей педагогики").

Так вот, якобы та специалист рассказывала гостям о том, что занятие - лучше всего проводить, когда ребенок в хорошем настроении (капитан Очевидность!), а чтобы это настроение не испортить, надо подстроиться под текущее положение ребенка (вау!)

То есть, если ребенок не хочет сесть за парту, а сидит на полу, то и педагог должна (как миленькая!) тоже сесть с ним рядом на пол и вести занятие на полу. Даже несмотря на то, что все пособия, которые по плану надо применить на этом занятии - настольные, а не "напольные", а на полу в кабинете - линолеум, а не коврики (не положены в кабинете дефектолога коврики, а не потому что дефектолог плохая, не купила деткам коврики).

Дефектолог честно пыталась!

Да, она от души желала поверить лекторше, тоже спускалась на пол к Роме, а еще пыталась передавать ему под стол и игрушки, и сверкающие шарики-антистрессы…

Да что там! Она даже на "запрещенный приём" пошла: включила у себя на телефоне какой-то разноцветный писклявый мультик и протянула руку с телефоном под стол!

А Рома - все равно так и кричал в своем убежище, упираясь и стуча руками и ногами. Вот вам, настроение!

Ну что ж, будем все и дальше искать подход!

А кружок оригами - я дополню новыми видами: были плоскостное оригами, объемное, модульное, даже мокрое… А будут еще напольное и подстольное оригами. О как!

Да я не против, лишь бы ребеночек хотя бы один маленький шажок в работе - а сделал САМ и без давления взрослого. Но ведь для этого нужно хотя бы что-то понимать…

А, ладно… будем надеяться на лучшее.

А вам, дорогие читатели, как раз и пожелаю, чтобы всё стало лучше.

Мне же - всегда становится лучше от Ваших дружеских визитов, добрых лайков и новых подписок.