У логистической компании СДЭК 26 мая произошёл сбой, из-за которого прекратился приём и отправка отправлений. Из-за технического сбоя были недоступны приложение и сайт компании. Причиной ЧП предварительно назвали вирус-шифровальщик, запущенный хакерами. Ответственность за атаку взяла на себя группировка хакеров Head Mare, однако в компании это не подтвердили. Причинённый логистическому сервису ущерб оценивается примерно в миллиард рублей.
Сайт СДЭК частично восстановил функционал 29 мая. Компания обещает, что с утра 1 июня у пользователей вновь появится возможность отправлять посылки во всех пунктах выдачи. Однако тысячи людей пострадали в результате сбоя. Как получить компенсацию — в материале Инфо24.
Адвокат Мария Князева из компании Pen & Paper объяснила в беседе с RTVI, что для решения проблемы следует в первую очередь обратиться к поставщику услуг, в данном случае — к службе доставки СДЭК, так как они являются стороной исполнения контракта, и именно с ними можно потребовать возмещение ущерба. Необходимо подготовить и отправить претензию, в которой клиенты могут требовать компенсацию за задержку доставки.
Размер компенсации за просрочку установлен законом о защите прав потребителей и составляет 3% от стоимости контракта за каждый день задержки. Для получения компенсации не требуется доказывать свою правоту. Достаточно указать продолжительность задержки, приложить необходимые доказательства заключения контракта, ожидаемой даты доставки и подтверждение того, что доставка не была осуществлена в срок.
Также возможно требовать возмещения убытков и компенсации за моральный ущерб. Это общие способы защиты, однако они могут быть более сложными, так как, например, для взыскания убытков необходимо доказать факт причинённого ущерба.
Например, в случае, если обращается бизнесмен, потребуется доказать, что из-за задержки доставки произошёл срыв контракта или невыполнение обязательств перед контрагентом. Для компенсации морального вреда также требуется подтверждение факта причинённых страданий.
Что касается требований о возмещении убытков, их можно предъявить через претензию. Если исполнитель услуг откажется добровольно удовлетворить претензию, то следует обратиться за защитой в суд.
Кроме того можно обращаться, например, в Роспотребнадзор. Они могут принять жалобы, но не предоставляют финансовые компенсации. Поэтому лучше обращаться непосредственно в СДЭК.
Сергей Жорин, глава коллегии адвокатов «Жорин и партнёры» ранее рассказал Инфо24, что если доставка посылки задерживается компанией СДЭК, можно рассчитывать на возмещение ущерба только в случае, если посылка была правильно упакована в соответствии с требованиями перевозчика, и отправитель сохранил квитанцию об оплате за пересылку груза.
Обращение в суд, прокуратуру, полицию или другие государственные органы вынудит СДЭК удовлетворить запрос клиента и возместить ему финансовые потери, связанные с задержкой доставки груза.