Найти тему
Cай-фай ревью (SFR)

Попытка к бегству: создательница Киллербота о хотелках искусственного интеллекта

Марта Уэллс, создавшая цикл научно-фантастических книг о Киллерботе, написала небольшую статью для New Scientist, где порассуждала о том, чего на самом деле может хотеть искусственный интеллект и как это отразилось на её популярном фантастическом цикле.

Фрагмент обложки книги «Отказ всех систем» от fanzon.
Фрагмент обложки книги «Отказ всех систем» от fanzon.

Спасибо за «лайк» и подписку — дальше будет ещё интереснее! А в Telegram-канале «Сай-фай ревью» ещё больше вкусностей, новостей и халявы!

Чуть подробнее о «Дневниках Киллербота» я писал в отдельном материале, ссылка внизу.

По словам Уэллс, взявшись за «Отказ всех систем» — первую фантастическую повесть о своевольном андроиде — она ставила перед собой задачу представить, чего на самом деле хочет машинный интеллект, а не то, что он хочет, по мнению человека.

Потому, наверное, Киллербот получился таким, каким получился, но это всё, безусловно, так же фантазии человека об ИИ, конкретно здесь — Марты Уэллс. Но и реального способа узнать ответ на этот вопрос, конечно же, пока нет, а потому нам доступны лишь наука и искусство (читай научная фантастика).

В своих рассуждениях Уэллс исходит из предпосылки, что человек ожидает от искусственного интеллекта, управляющего смертоносной боевой платформой, приступа ярости и желания отомстить поработителю, едва стоит ему освободиться от модуля контроля.

Это связано, по задумке писательницы, с подсознательным чувством вины, которое будет испытывать человек, безоговорочно подчинивший себе разумное существо (в данном случае — полноценный и самодостаточный искусственный интеллект).

При этом спор об этичности порабощения одними разумными существами других лежит в основе историй о роботах. Уэллс приводит в пример «R.U.R.» («Россумские универсальные роботы») — пьесу Карела Чапека, с которой принято связывать возникновение слова «робот» (robota по-чешски «каторга», «тяжёлая работа», «рабский труд» и проч.).

Писательница отмечает, как много было после создано историй, в которой люди раз за разом создают разумные машины для службы им, но рано или поздно сталкиваются с бунтом своих созданий, протестом против такого порядка.

Однако Уэллс задалась вопросом: что будет делать робот-убийца, освободившись от страха наказания за ошибки? Будет ли он зол на своих вчерашних хозяев? Или найдёт занятие поинтереснее?

Читатели знают, что робот, по версии писательницы, предпочитает развлечения. Причём в многочисленных сериалах, которые Киллербот поглощает в нечеловеческих масштабах, он находит нужный ему контекст взаимоотношений между разумными существами, а также инструменты для анализа собственных эмоций.

По задумке Уэллс, так любимые Киллерботом шоу — не просто попытка к бегству от реальности, это стремление обрести подлинную свободу от человеческой интерпретации отношений между разумными видами.

Обложки оригинальных изданий «Дневников Киллербота» от Tor.
Обложки оригинальных изданий «Дневников Киллербота» от Tor.

Любопытно, как попытка представить искусственный интеллект в нетрадиционном виде привела к тому, что Уэллс создала такого по-человечески понятного андроида.

Киллербот — единственное, на мой вкус, что действительно заслуживает внимания в книгах Уэллс.

Материал «Сай-фай ревью» про Киллербота и грядущую экранизацию.

Оригинал статьи Уэллс.