Марта Уэллс, создавшая цикл научно-фантастических книг о Киллерботе, написала небольшую статью для New Scientist, где порассуждала о том, чего на самом деле может хотеть искусственный интеллект и как это отразилось на её популярном фантастическом цикле.
Спасибо за «лайк» и подписку — дальше будет ещё интереснее! А в Telegram-канале «Сай-фай ревью» ещё больше вкусностей, новостей и халявы!
Чуть подробнее о «Дневниках Киллербота» я писал в отдельном материале, ссылка внизу.
По словам Уэллс, взявшись за «Отказ всех систем» — первую фантастическую повесть о своевольном андроиде — она ставила перед собой задачу представить, чего на самом деле хочет машинный интеллект, а не то, что он хочет, по мнению человека.
Потому, наверное, Киллербот получился таким, каким получился, но это всё, безусловно, так же фантазии человека об ИИ, конкретно здесь — Марты Уэллс. Но и реального способа узнать ответ на этот вопрос, конечно же, пока нет, а потому нам доступны лишь наука и искусство (читай научная фантастика).
В своих рассуждениях Уэллс исходит из предпосылки, что человек ожидает от искусственного интеллекта, управляющего смертоносной боевой платформой, приступа ярости и желания отомстить поработителю, едва стоит ему освободиться от модуля контроля.
Это связано, по задумке писательницы, с подсознательным чувством вины, которое будет испытывать человек, безоговорочно подчинивший себе разумное существо (в данном случае — полноценный и самодостаточный искусственный интеллект).
При этом спор об этичности порабощения одними разумными существами других лежит в основе историй о роботах. Уэллс приводит в пример «R.U.R.» («Россумские универсальные роботы») — пьесу Карела Чапека, с которой принято связывать возникновение слова «робот» (robota по-чешски «каторга», «тяжёлая работа», «рабский труд» и проч.).
Писательница отмечает, как много было после создано историй, в которой люди раз за разом создают разумные машины для службы им, но рано или поздно сталкиваются с бунтом своих созданий, протестом против такого порядка.
Однако Уэллс задалась вопросом: что будет делать робот-убийца, освободившись от страха наказания за ошибки? Будет ли он зол на своих вчерашних хозяев? Или найдёт занятие поинтереснее?
Читатели знают, что робот, по версии писательницы, предпочитает развлечения. Причём в многочисленных сериалах, которые Киллербот поглощает в нечеловеческих масштабах, он находит нужный ему контекст взаимоотношений между разумными существами, а также инструменты для анализа собственных эмоций.
По задумке Уэллс, так любимые Киллерботом шоу — не просто попытка к бегству от реальности, это стремление обрести подлинную свободу от человеческой интерпретации отношений между разумными видами.
Любопытно, как попытка представить искусственный интеллект в нетрадиционном виде привела к тому, что Уэллс создала такого по-человечески понятного андроида.
Киллербот — единственное, на мой вкус, что действительно заслуживает внимания в книгах Уэллс.
Материал «Сай-фай ревью» про Киллербота и грядущую экранизацию.