Особенно интересен ультрасовременный механизм его борьбы с раковыми клетками.
Пока его могут использовать только те пациенты, которые применили все другие варианты лечения мелкоклеточного рака легких, и их ожидаемая продолжительность жизни составляет от четырех до пяти месяцев.
Каждый год примерно 35000 американцам ставится диагноз мелкоклеточного рака легких, который к моменту обнаружения обычно уже распространился за пределы легкого. Прогноз выживаемости, как вы догадываетесь, весьма мрачный.
Препарат тарлатамаб (Imdelltra), разработанный компанией Amgen, увеличил ожидаемую продолжительность жизни таких пациентов в три раза, а медиана выживаемости после его применения составила 14 месяцев, хотя на терапию среагировали лишь 40% получивших его пациентов.
После десятилетий отсутствия реальных достижений в лечении мелкоклеточного рака легких тарлатамаб дает первую реальную надежду, говорит доктор Аниш Томас (Anish Thomas), специалист по раку легких из федерального Национального института рака, не принимавшая участия в данном испытании. «Это долгожданный свет в конце тоннеля», - добавил он.
Доктор Тимоти Бернс (Timothy Burns), специалист по раку легких из Питтсбургского университета, не участвовавший в исследовании, но входивший в консультативный комитет компании Amgen по другому лекарственному препарату, считает, что вскоре тарлатамаб полностью «изменит практику».
Однако у препарата есть серьёзный побочный эффект - синдром выброса цитокинов - чрезмерная реакция иммунной системы, которая может привести к таким симптомам, как сыпь, учащенное сердцебиение и низкое кровяное давление.
Стандартное лечение данной формы рака - это старомодная не менявшаяся десятилетиями химиотерапия в сочетании с иммунотерапией, продлевающая жизни пациентов примерно на два месяца, практически всегда рак возвращается.
«В 95% случаев мы наблюдаем рецидив уже через несколько месяцев», - сетует доктор Бернс, и тогда пациентам уже труднее переносить химиотерапию, к тому же она становится еще менее эффективной.
Несмотря на химиотерапию и иммунотерапию большинство пациентов живёт лишь восемь-тринадцать месяцев после постановки диагноза. Группа пациентов, участвовавших в клиническом исследовании тарлатамаба, уже прошла два или три курса химиотерапии, поэтому ожидаемая продолжительность жизни у них была уже совсем короткой.
Подпишитесь на наш Телеграм и первым узнавайте о новых публикациях.
Удручающий прогноз при мелкоклеточном раке легких резко контрастирует с ситуацией с другим, более распространенным – немелкоклеточным - раком легких. Новые таргетные методы лечения ищут молекулы, необходимые раковым опухолям для роста, сдерживая их распространение, в результате многие пациенты с этой формой рака легких живут так долго, что их болезнь становится, как сказал доктор Томас, «почти что хроническим заболеванием».
Существует целый ряд причин, по которым пациенты с мелкоклеточным раком легких остаются в стороне последних достижений медицины, одна из которых – это тип генной мутации, на которую при своем росте опирается рак.
Доктор Джей Бреднер (Jay Bradner), главный научный сотрудник компании Amgen, объяснил, что другие виды рака вызываются включением аберрантных генов. Лечение заключается в применении лекарств, их выключающих.
Мелкоклеточный рак легких вызывается уже выключенными генами, что затрудняет воздействие на них, поясняет доктор Брэднер. Еще одна причина – способность этого вида рака блокировать клетки иммунной системы, пытающиеся его уничтожить.
Тарлатамаб - антитело, созданное для преодоления этих препятствий. У него два манипулятора. Первый цепляется за стимулирующую рост молекулу, которая как флаг «торчит» на поверхности раковой клетки. Она служит идентификационной меткой для препарата, позволяя тарлатамабу находить раковую клетку.
Второй манипулятор захватывает двигающиеся в кровотоке Т-клетки, белые кровяные тельца, способные убить раковую клетку, если смогут к ней подобраться. Препарат объединяет Т-клетку и раковую клетку, проделывая дыру в последней или активируя гены, вынуждающие ее самоуничтожиться.
Пациенты, участвовавшие в клинических испытаниях, говорят, что вернули себе жизнь!
Полезно знать: Возможна ли передозировка антиоксидантов
Сработает ли тарлатамаб раньше, до курсов химиотерапии? Компания Amgen уже начала исследовать этот вопрос, применяя препарат сразу после первой химиотерапии.
Автор: Gina Kolata
Перевод: Виктор Трибунский
Источник