Чтобы процесс разработки нового продукта стал более понятным, каждый стартап должен понимать, что такое инвестиции и на какие типы их можно разделить. Как правило, существует 3 основных типа инвестиций:
Pre-seed
Стартап на стадии pre-seed имеет только лабораторную технологию или концепцию. Инвестиции необходимы для завершения исследований и разработок и демонстрации технологии в лабораторном масштабе. Профессиональные инвесторы редко инвестируют на этой стадии. Таким образом, стартапу следует рассчитывать на друзей и семью, сбережения, гранты и инвесторов-ангелов, которых на данный момент очень трудно найти. Предварительные инвестиции обычно составляют от 150 000 до 300 000 долларов США.
Seed
Здесь стартап сосредоточен на разработке предсерийного прототипа с работающим программным обеспечением, подаче патентов для защиты основных технологий и запуске ограниченного серийного производства. Некоторые стартапы могут использовать такие краудфандинговые платформы, как Kickstarter и Indiegogo, для первых продаж и тестирования рыночного спроса. Но большинство deep-tech стартапов ориентированы на промышленное применение и обладают высокой капиталоемкостью. Поэтому, как правило, вариант использования краудфандинга недоступен.
Для стартапов важно стремиться к привлечению профессиональных инвесторов, осознающих важность инвестирования в разработку аппаратного обеспечения. В Сан-Франциско, Нью-Йорке, Бостоне, Шэньчжэне, Берлине и других городах существуют центры, где инвесторы готовы поддержать аппаратные и высокотехнологичные стартапы. Венчурные инвесторы обычно предоставляют финансирование в размере 1-5 миллионов долларов на начальной стадии. Жизнеспособность стартапа определяется product-market fit (т.е. когда стартап создает продукт, обладающий ценностью для потребителей) и продажами перед выходом на рынок. Если все идет хорошо, стартапы начинают нанимать дополнительный персонал для удовлетворения растущего спроса клиентов и подготовки своего продукта к производству и продажам в коммерческих масштабах.
Этап масштабирования – раунды серий A и B.
На данном этапе стартап добился выхода на рынок, но ему необходимо инвестировать значительно больше капитала, чтобы удовлетворить спрос клиентов. Венчурные компании, такие как Sequoia Capital и NEA, на данный момент занимаются инвестированием в масштабируемые стартапы.
В качестве альтернативы крупные корпорации, такие как Google, IBM, Walmart, Nestlé, Facebook или Boeing, могут решить купить deep-tech стартап. Почему они предпочитают слияния и поглощения внутренним разработкам? Одна из причин - низкая склонность к риску среди менеджеров C-suite из-за неопределенности, присутствующей при разработке новых технологий. Другой мотивацией является размер рыночных возможностей, которые стартап предлагает для хорошо отлаженной сети продаж.
Такие сделки слияния и поглощения (на начальном этапе и раундах серии A или B) обычно составляют от 10 до 80 миллионов долларов, при этом внутренние затраты на разработку достигают нижней границы стоимости, а предполагаемые рыночные возможности и преимущество во времени перед конкурентами достигают верхней границы.
Как найти хорошие начальные инвестиции? Этот вопрос одновременно сложный и простой. Обычно мы рассматриваем 4 основных фактора:
• Профессиональная команда
Компетентные специалисты, которые полностью доверяют компании, проявляют честность, веру, жизнестойкость и креативность, обладают высоким эмоциональным интеллектом, позволяющим рассматривать вызовы как возможности, а не препятствия.
• Технология
Действительно ли IP проверен, работает и является настоящим конкурентным преимуществом?
• Оценка рынка
Продукт должен решать существующую проблему для целевого рынка или повышать эффективность бизнеса и / или производственного процесса. Кроме того, стартап должен продемонстрировать соответствие продукта рынку с помощью пилотных проектов для клиентов или первых продаж.
Говоря о перспективных бизнес-моделях, следует иметь в виду принцип “рва”, который заключается в сохранении конкурентного преимущества в области интеллектуальной собственности достаточно долго, чтобы обеспечить надлежащую отдачу от инвестиций. Примеры включают:
• Модели, основанные на подписке, при которых стартапы подключают клиентов к своей экосистеме
Эта бизнес-модель чрезвычайно выгодна инвесторам, поскольку предлагает более предсказуемое будущее. Будь то новая программная платформа или услуга по запуску спутников, клиенты часто сохраняются годами.
• Уникальные технологии
Обладание IP-адресом, которого нет ни у кого другого, обеспечивает временное преимущество перед конкурентами на рынке (помните, НИОКР - длительный и дорогостоящий процесс).
Вывод
Обычно выделяют три основных типа инвестиций для стартапов: pre-seed, seed, серии A и B. На этапе pre-seed, когда у вас есть только идея, поиск инвестиций может быть очень сложным, и придется обращаться к семье и друзьям. На этапе seed, после создания прототипа или MVP, вы можете обратиться к краудфандингу или профессиональным инвесторам. Здесь ключевыми моментами для успешного выхода стартапа на рынок являются product-market fit и объем продаж перед запуском. На этапе серии A и B, когда стартап готов к масштабированию, инвестиции обычно предоставляют венчурные компании. Иногда крупные корпорации также могут быть заинтересованы в вашем проекте и готовы его приобрести. Важно помнить, что успех начальных инвестиций во многом зависит от профессиональной команды, сильных конкурентных преимуществ и готовности продукта к выходу на рынок.