Найти в Дзене
Дачный Бухгалтер и Юрист

Плата за вывоз мусора в СНТ по нормативам. Есть ли альтернатива?

Оглавление

Правительство Московской области "порадовало" СНТ (и не только) Постановлением от 15 апреля 2024 года № 348-ПП "О внесении изменения в Положение о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Московской области и об утверждении Порядка выбора способа расчета объема твердых коммунальных отходов в целях расчетов по договорам на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором и (или) потребителем услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами".

Суть радости: Региональный оператор предлагает (в безальтернативной форме) заключить договоры на вывоз мусора СНТ с порядком оплаты не по факту (за объем фактически образованного и вывезенного мусора), а по нормативам (утверждены Постановлением Министерства ЖКХ от 20 сентября 2021 года N 431-РВ).

Норматив для СНТ - 1,48 м3 в год с каждого участка.
Норматив для СНТ - 1,48 м3 в год с каждого участка.

Практически не страдают от таких перемен большие СНТ, где нет заброшенных участков и многие живут круглогодично. Некоторые даже в плюсе. У них фактически вывозится мусора больше на 5-10%, чем положено по нормативам.

А вот те СНТ, где есть заброшенные участки, где четко прослеживается сезонность (дачники ездят только в летний период и то не все), не все участки проданы/распределены (новые поселки) - вот у них беда.

Вот конкретный пример СНТ из Серебряно-Прудского района. По генплану в СНТ 160 участков, а живых около 50 (и те только в летний период на дачах бывают). По нормативам они должны платить за 236,8 м3 в год, а по факту в год вывозят до 50 м3 в год. У них статья затрат "вывоз ТКО" в смете вырастет почти в 5 раз.

-2

Еще есть СНТ и садоводы из разряда хозяйственных и экономных. СНТ мусор в баках трамбуют, садоводы по возможности мешки с мусором вывозят на площадки в ближайшие населенные пункты. По отзывам представителей таких СНТ, затраты на вывоз мусора удавалось сократить в среднем на 20-30%. С учетом нового подхода к порядку оплаты услуг Регионального оператора, такая экономия перестанет быть экономной.

На самом деле Постановление 348-ПП не исключает возможность стоимость вывоза определять по факту. Просто для СНТ это вроде как не предусмотрено (по словам представителей РО и председателей). Так ли это?

Давайте читать 348-ПП вместе...

4. Расчет объема ТКО осуществляется исходя из:
1) определения объема ТКО исходя из нормативов накопления ТКО;
2) определения фактического объема накопленных ТКО.

Нас интересует п.2. - стоимость исходя их фактического объема.

5. Способ расчета объема ТКО в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 настоящего Порядка, за исключением случая, предусмотренного пунктом 8 настоящего Порядка, осуществляется при наличии у Потребителя места (площадки) накопления ТКО, соответствующего следующим требованиям:
1) складирование ТКО в таком месте (площадке) накопления ТКО осуществляется Потребителем как единственным источником образования ТКО;
2) место (площадка) накопления ТКО внесена в реестр мест (площадок) накопления ТКО соответствующего муниципального образования;
3) место (площадка) накопления ТКО оборудовано контейнерами, в том числе для раздельного накопления ТКО.

Ну и собственно подпункт 8... (Потребители (категории объектов) - это СНТ)

8. Потребители (категории объектов) вправе осуществить переход на способ расчета объема ТКО в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 настоящего Порядка по истечении одного календарного года с даты вступления в силу настоящего Порядка при соответствии требованиям пункта 5 настоящего Порядка, а также одновременном соблюдении следующих требований:
1) наличие места (площадки) накопления ТКО, обустроенного в соответствии с требованиями, предъявляемым к местам (площадкам) накопления ТКО в соответствии с Порядком накопления твердых коммунальных отходов на территории Московской области;
2) вывоз ТКО осуществляется в соответствии с требованиями к вывозу ТКО, установленными Порядком накопления твердых коммунальных отходов на территории Московской области;
3) вывоз ТКО осуществляется исключительно Региональным оператором;
4) подтверждение фактического объема вывоза ТКО в течение одного календарного года, исходя из определения фактического объема накопленных ТКО;
5) отсутствие факта привлечения к административной ответственности Потребителя (категории объектов) за административные правонарушения в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления за календарный год, предшествующий дате подачи заявления, предусмотренного пунктом 13 настоящего Порядка.

Иными словами СНТ по умолчанию платят за вывоз мусора по нормативам. Но через год после вступления в силу нового Порядка (примерно в мае 2025 года), если СНТ соответствует всем вышеперечисленным критериям, СНТ может подать заявление Региональному оператору о переходе на расчеты "по факту".

-3

Заявление должно содержать следующие сведения:

  1. реквизиты Потребителя (категории объектов);
  2. сведения о заключенном договоре с Региональным оператором;
  3. сведения о категории объекта, включающие в себя данные об объеме образования ТКО, определенном на основании нормативов накопления ТКО (годовой норматив накопления ТКО);
  4. сведения о месте (площадке) накопления ТКО Потребителя (категории объектов);
  5. сведения о соответствии требованиям пункта 8 настоящего Порядка;
  6. документарное подтверждение вывоза фактического объема ТКО и оплаты Потребителем (категории объектов) оказанной услуги в течение одного календарного года, предшествующего переходу на способ расчета объема ТКО в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 настоящего Порядка.
  7. Документарным подтверждением вывоза фактического объема ТКО и оплаты Потребителем (категории объектов) оказанной услуги является перечень первичных учетных документов, заверенных Потребителем (категории объектов) в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Региональный оператор рассматривает заявление до 30 рабочих дней. Если заявление содержит все необходимые сведения, Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления проводит обследование места (площадки) накопления ТКО с привлечением представителя СНТ на предмет ее соответствия требованиям пункта 5 Порядка, а также требованиям подпункта 1 пункта 8 Порядка (текст приведен выше).

Если заключение положительное, Региональный оператор не позднее 12 рабочих дней со дня регистрации заявления направляет запрос в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области (далее - Министерство ЖКХ) с целью получения заключения о соответствии Потребителя (категории объекта) требованиям подпунктов 1, 3, 5 пункта 8 Порядка.

Министерство ЖКХ в течение 15 рабочих дней со дня поступления запроса готовит заключение о соответствии Потребителя (категории объекта) требованиям подпунктов 1, 3, 5 пункта 8 настоящего Порядка.

В рамках подготовки заключения Министерство ЖКХ осуществляет межведомственное взаимодействие с центральными исполнительными органами Московской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области.

При получении положительного заключения Министерства ЖКХ Региональный оператор в течение 3 рабочих дней подготавливает проект дополнительного соглашения к действующему договору на оказание услуг по обращению с ТКО в части способа расчета объема ТКО в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 настоящего Порядка и направляет его Потребителю (категории объекта) для подписания.

Если на каком-то этапе СНТ получает отказ - это не приговор. После устранения недостатков, можно подать документы еще раз.

В случае привлечения СНТ к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления расчет по договорам на оказание услуг по обращению с ТКО с такими СНТ осуществляется "по нормативам".

В указанном случае переход на способ расчета объема ТКО "по факту" возможен по истечении одного года с даты привлечения к административной ответственности СНТ при условии отсутствия новых случаев привлечения к административной ответственности в течение указанного года.

Другой вариант, повлиять на сумму в счете - уменьшить количество участков, участвующих в расчете.

Это не совсем панацея и подойдет не всем СНТ, а только тем, у которых действительно много пустых участков. Тут нужно обращаться в администрацию с соответствующим заявлением. Результат не гарантирован.

Подписывайтесь на наш канал и не пропустите следующую статью!

Отправьте свой вопрос на vopros@jur-tsn.ru и возможно именно он станет темой новой статьи!

Дачный Юрист - юридические услуги СНТ, ОНТ, ТСН и садоводам.

Дачный Бухгалтер - аутсорсинг бухгалтерского учета СНТ от 6,5т.р./мес.

Дачный сайт - бюджетные сайты для СНТ.