Немногие из наших современников, что готовы попасть в прошлое и перекроить его по своему разумению, думают о разных мелочах. Оно и понятно, все они заняты вещами глобальными. Срочно требуется реформировать средневековую медицину, сделать к началу крестового похода пушки, объединить грызущихся князей и привести на Калку тридцатитысячную армию "нового строя" с пиками и мушкетами. Где уж думать о всякой ерунде вроде жилищного вопроса.
Тем более всем им совершенно очевидно, что случись попасть в те далекие времена, жить они будут как минимум в замке. Ну просто потому, что где еще может жить главный советник короля, или на худой конец, личный друг графа, спасший его от меча, стрелы или страшной болезни? И, в общем-то, звучит такая постановка вопроса, конечно, логично, но есть некоторые неучтенные моменты.
Общество Средневековья - оно вообще крайне замкнуто, а местами так и вовсе сословно. Поэтому человек, попавший в него, какими бы знаниями он не обладал и как бы разумно не говорил, с большей вероятностью мог увидеть лично апостола Павла, чем заиметь даже крошечную комнатку за стенами самого незначительного замка. Ну просто потому, что она хозяевам этого замка был никем, а значит, его там совершенно точно не ждали.
А значит, свое большое и, несомненно, успешное средневековое приключение ему пришлось бы начинать в условиях намного более скромных. В роли лита, зависимого крестьянина или, если бы ему не повезло попасть в раннее Средневековье, то и свободного общинника. И вот как жили эти самые общинники, а значит и наш будущий прогрессор, мы сегодня с вами и поговорим.
В общем-то, в том или ином виде о жилищах раннего и даже классического Средневековья на канале говорилось не раз. Все эти замки, "длинные дома", "Motte-and-bailey" уже не раз мелькали во множестве историй. Но все эти архитектурные шедевры никогда не являлись тем местом, где жила большая часть людей во времена раннего Средневековья. Скорее наоборот.
Замок, как и его предок "Motte-and-bailey", всегда было жилищем местной или военной аристократии. А человек, владеющий "длинным домом" - это ярл, вождь или просто крупный землевладелец. Ну просто потому, что "long house" - это в последнюю очередь жилье. Главное его предназначение - быть центром поместья, попутно ремесленным цехом, местом переработки продуктов, ткацкой и швейной мастерской. Ну и заодно дружинным домом и укреплением.
Обычные же люди, не имевшие отношение к местным вождям и землевладельцам, жили в совсем других жилищах, намного меньших размеров и несравнимо более скромных. Вообще, типичный дом англа, франка, сакса или бургунда претерпел за все время раннего Средневековья настолько небольшие изменения, что если бы соратник короля Хлодвига попал бы во времена правления Карла Великого, то он бы, наверное, и не заметил никакой разницы между тем домом, в котором он родился, и жильем своего далекого потомка.
И это, в общем, было бы не удивительно. На всем протяжении раннего Средневековья, и даже в начале Средневековья классического, дом, в котором жили зависимые крестьяне, полусвободные литы и свободные общинники, выглядел практически одинаково. Простейшие высокие двускатные или шатровидные крыши, опирающиеся на невысокие стены, высились по всей территории Европы от земель центральной Британии до самой северной Италии.
Дом же, что скрывался под такой крышей, был, в общем, не очень велик. Большая часть найденных строений не превышало двадцати - двадцати пяти квадратных метров. При этом, зайдя внутрь, человек вряд ли бы смог достать до балки, на которой держались стропила. Высота ее достигала трех с половиной метров и выше. Вообще, такая конструкция больше всего походила на современную армейскую палатку. Ну, разве что выполненную не из тонкого брезента, а из материалов несравнимо более прочных.
Если говорить совершенно точно, то такой дом был прямым наследником полуземлянок, в которых жили германские племена во времена падения Вечного Города. Вот только теперь всю эту конструкцию, приподняли над землей, заменив неглубокую яму, на края которой и ставилась крыша, на невысокие полутораметровые деревянные стены, собиравшиеся из обработанных бревен.
Впрочем, не только бревен. В разных землях, подход к постройке стен был самым различным. В Северной Британии, например, или Ирландии, стены складывали из нетесаного или обработанного камня. А на юге Европы обмазывали глиной толстые стены из плетеной лозы. Немного позже, уже во времена викингов, станы стали делать из смеси глины и соломы. Но в общем, несмотря на разницу в материале основы, общая конструкция дома оставалась неизменной. И это тоже не должно нас удивлять. Такая постройка была, пожалуй, самой простой и наименее трудозатратной из всех возможных. Ну, может, кроме разве что шалаша.
Полы в таких жилищах в большинстве случаев были земляные, или, как иногда принято говорить, глинобитные. Кстати, именно из-за того, что земляные полы были распространены в беднейших домах Европы едва ли не конца классического Средневековья, и сложилась до сих пор живущая Европейская традиция без малейшего дискомфорта ходить у себя дома в уличной обуви.
И тут конечно самый технически продвинутый читатель спросит, — погоди автор, ты сто раз говорил про похолодание раннего Средневековья, — почему тогда земляной пол? Разве не было бы логичнее утеплить его хотя бы дощатым настилом?
Ну, про холода раннего Средневековья мы поговорим немного позже. А что касается глинобитного пола, то тут все просто. Дом такой конструкции даже летом нужно было периодически протапливать. Зимой же, делать это приходилось почти постоянно. А единственным доступным крестьянину или свободному общиннику источником тепла, долгое время был простой открытый очаг, который на деревянном полу не построишь даже теоретически. Вернее, построить его, конечно, можно, но без современных средств термоизоляции такая конструкция будет, скорее всего, одноразовой.
И раз уже мы начали говорить про очаг, то нужно признать, что большинство наших современников, посмотрев на эту большую каменную конструкцию, не сразу бы и поняли, как она вообще работает. Заметная часть людей, почему-то считает его обычным костром, а каменные стенки очага, всего лишь границей, препятствующей распространению огня. Но это совсем не так. Главной задачей этого сердца средневекового дома было не прогревать воздух внутри. С такой огромной крышей и огромными вытяжными отверстиями в крыше и верхней части стен, это было бы просто бесполезно.
Дом того времени, с точки зрения теплоизоляции, был одним сплошным кошмаром. Его огромная и не очень толстая крыша легко отдавала накопленное внутри тепло по всей площади. Не идеально законопаченные стены, да и пресловутый земляной пол, тоже, мягко говоря, не были эталоном теплоизоляции. И именно поэтому, главной задачей огня в очаге, было разогреть как следует собственно очаг. Вернее, ту большую груду камней, из которых он и был сложен.
Большие, тяжелые камни его толстых стенок и дна, разогретые до нескольких сотен градусов, довольно долго остывали, отдавая свое тепло несколько часов. А если после того, как огонь превратиться в угли, закрыть все дымовые отверстия, кроме одного узкого, на крыше, то даже зимой вполне возможно сохранять пускай и не очень комфортную, но пригодную для жизни температуру. А добавив ко всему этому еще и теплые зимние вещи, пару козьих шкур и одеяло, можно было быть вполне себе уверенным в том, что следующее утро ты встретишь вполне себе живым и даже не очень замерзшим.
Хотя, конечно же, нужно сказать, что Европейская зима, пускай даже во времена раннесредневекового климатического пессимума, и наша родная зима, что длится в России с октября по апрель, - это две, как говориться, большие разницы. Почти любой житель Сибири или Дальнего Востока, узнав о зимних температурах в Европе того времени, только усмехнется грустно и немедленно вспомнит, как в детстве в минус тридцать по полдня катался на горке.
Впрочем, для Европы того времени, длительные минусовые температуры, конечно, были кошмаром. Поэтому зимой такие средневековые очаги топились почти постоянно, пожирая какие-то невообразимые количества дров, попутно делая профессию лесоруба крайне востребованной и популярной.
Ну ладно, с обогревом жилья нашего будущего прогрессора мы вроде разобрались. А чем освещалось его скромное жилище в те далекие времена? Да, в общем, тем же самым очагом, большую часть времени. Вообще, говоря об освещении, нужно понимать, что почти весь световой день весной, летом и осенью люди в то время проводили вне дома. Именно там они работали, отдыхали, готовили, ели, выпивали, а так же занимались всеми остальными важными делами в своей жизни. Зимой, несмотря на то, что это было сделать несколько сложнее, они тоже проводили за стенами своего дома заметную часть времени. Ну просто потому, что дрова сами себя не нарубят, да и скотина сама себя не накормит.
В доме же они спали, пережидали непогоду и совсем уже сильные холода. И в это время на помощь очагу в освещении жилья приходили простейшие жировые и масляные светильники, которые заправлялись, кажется, вообще всем, что можно было промаслить фитиль. От прогорклого старого масла до животного жира.
Да, такие светильники, мягко говоря, пахли. Но легкий, но чрезвычайно въедливый запах костра, которым уже через пару недель пропитывался любой жилой дом того времени, легко решал эту проблему. К тому же у этого не самого лучшего источника света было одно важное преимущество. Такие светильники были почти бесплатными, в отличие от жировых, а тем более восковых свечей, что стоили вполне себе приличных денег.
Самой же главной вещью в доме, ну, понятно, после очага была кровать. И снова понятно почему. Все же большую часть времени, что люди проводили внутри, они спали. В общем-то, именно это было главной функцией дома в Средневековье. И вот тут нашего героя, успевшего уже приуныть при виде своего нового дома, ждал приятный сюрприз. Кровати даже в те далекие времена были вещью обыденной и довольно распространенной. а значит, спать на полатях, соломе или вовсе на земле ему не придется.
При этом, однако, нужно понимать, что средневековая кровать очень сильно отличалась от современного ее прочтения. В те славные времена, это была чаще всего веревочная или деревянная решетка, натянутая на деревянную же раму. Она не была мягкой, о матрасе, даже о самом примитивном, чаще всего речи даже не шло. А единственным ее преимуществом было то, что между холодной землей пола и хозяином дома всегда оставалось приличное расстояние. И это чертовски сильно помогало не замерзнуть и не заболеть. Особенно в холода.
Впрочем, конечно же, все было не так ужасно. Изрядная охапка сена, сена, несколько овечьих шкур, одеяло и зимний плащ и на такой кровати, было можно довольно удобно устроится. Особенно если альтернатива - это спать под кустом на голой земле.
Вообще, главное, что заметил бы наш современник, попав в свой новый дом, это то, что мебели в его жилище оказалось бы совсем немного. Кроме собственно кровати, стола, нескольких стульев или коротких лавок, все убранство дома состояло из пары-тройки сундуков, ларей и нескольких полок.
В сундуках, выполнявших в то время роль современных комодов, шкафов и гардеробов, хранилось все честно и не очень честно нажитое имущество. Одежда, обувь, часть самых дорогих инструментов и прочее подобное. В других сундуках, больших по размеру и объему, что мы сейчас называем ларями, можно было найти продукты длительного хранения: зерно, муку, соль и прочие съестные припасы, не подверженные быстрой порче.
Холодильники? Ну о чем вы. Все скоропортящееся перерабатывалось. Из молока делался сыр, мясо и рыба коптились тут же во дворе, зелень сушилась. Но понятно, что даже в таком виде все эти продукты долго не хранились и отправлялись на стол. В доме подобные продукты хранили редко. Уж больно их любили крысы и мелкие насекомые. То же, что съесть не успевали, продавали соседям или на ярмарке. Впрочем, разговор сегодня не о торговле. О ней мы уже, помнится, говорили.
И хотя именно сундуки были главным местом хранения имущества, с точки зрения социальной важности намного главнее были самые простые открытые полки, на которых хозяйка дома хранила посуду. Ведь именно их, в первую очередь, видели соседи и прочие незваные гости, когда заходили в дом. Именно они были той витриной, которая свидетельствовала окружающим о большом достатке, а значит, высоком месте хозяев в местной социальной лестнице.
Так же, если хозяин дома был из выборных воинов поселения, то есть именно он должен был идти в фирдовое ополчение, в случае войны, в доме могло храниться оружие. Как правило, это был щит и копье. Которые, кстати, тоже висели на видном месте, указывая пришедшим, что в доме живет не непойми кто, а вполне себе славный воин, может быть даже герой, сразивший не менее дюжины врагов.
И на этом, в общем-то, все. Ничего большего в доме свободного общинника, лита или зависимого крестьянина, ну кроме одежды и личных мелочей, найти было невозможно. Все остальное находилось во дворе.
Практически всегда найденные дома раннего Средневековья, сопровождаются находками не только внутри, но и вне стен дома. А это говорит, что даже в эпоху "варварских королевств", не говоря уже о более поздних временах, рядом с почти любым домом были и дворовые постройки. И тут, конечно же, невозможно говорить о хоть какой-то стандартизации этого дворового хозяйства. Все зависело от того, чем занималась семья, жившая в таком доме.
Мастерские, курятники, огороды, овины и амбары - все это встречается в описании крестьянских и общинных хозяйств того времени. И вот именно на таких дворах, проводили большую часть времени общинники раннего Средневековья и крестьяне в более поздние эпохи, зарабатывая себе на жизнь кто как мог. Там же обычно хранились менее дорогие инструменты, жили животные, а так же находилось все остальное, необходимое для полноценной средневековой жизни.
Вот теперь точно все. Примерно так, ну, понятно, с некоторыми поправками на период и регион, выглядело бы жилище нашего с вами современника любой гениальности и уровня подготовки, если бы ему не повезло попасть во времена раннего Средневековья и очень повезло дожить до того времени, как у него появится свой угол. Небольшой дом, тихая и скучная жизнь, минимум вещей, много активности на свежем воздухе и вечный всепроникающий запах костра, который, впрочем, скоро перестаешь замечать.
И не нужно думать, что это какой-то ад. Хотя, увидев первый раз в жизни подобное "родовое гнездо" и осознав, что всю остальную жизнь ты будешь жить так, таких мыслей избежать будет, конечно, не просто. В общем-то, даже сильно избалованный современной цивилизацией человек довольно быстро привыкнет к этому немудреному быту. А уж те, кого судьба заносила надолго в маленькие деревеньки Дальнего Востока и Южного Урала, так и вовсе через год будут с трудом вспоминать свою старую жизнь в далеком XXI веке, что превратится в смутное и тревожное утреннее наваждение.
Да и вообще, если подумать, то ничего совершенно уж необычного, в простой и размеренной жизни свободного общинника наш современник бы не нашел. Ну, разве что необходимость физически работать всё то время, что не спишь и не ешь. Ну и конечно, удивила бы его чрезвычайно высокая ценность любого предмета сложной выделки, вроде гончарной керамики, крашеной одежды и особенно железного инструмента. А в остальном. А в остальном, жизнь за последние двенадцать веков не то чтобы сильно изменилась.
И на этом все. Сегодняшняя история окончена. Пришло время начинать новую, которая появится на канале уже через пару дней.