Найти тему

Гиганты на Волге. Какими были легендарные пароходы Альфонса Зевеке?

Оглавление

«Пароходы-дома» и «плавучие дворцы» — так называли огромные суда нижегородского купца Альфонса Зевеке. Колесные пароходы нового типа, построенные по зарубежным чертежам и адаптированные к местным условиям, начали ходить по реке на закате XIX века.

По словам экспертов, пароходы, построенные в Нижнем Новгороде, повлияли на развитие всего волжского пассажирского флота. Чем были так примечательны эти суда, рассказываем на канале «История Волжского пароходства».

Легендарный пароход Зевеке «снялся» в комедии «Волга-Волга» (1938 год) и получил всероссийскую популярность под именем «Севрюга». Кадр из фильма.
Легендарный пароход Зевеке «снялся» в комедии «Волга-Волга» (1938 год) и получил всероссийскую популярность под именем «Севрюга». Кадр из фильма.

Кризис как возможность

Новые суда появились на Волге в знаменательный для России период: было отменено крепостное право и начался бурный рост рыночных отношений. Волжское пароходство очень активно развивалось, по реке ходило множество разнообразных судов, открывались пароходные общества. Естественно, между ними была серьезная конкуренция, все старались обойти друг друга, предлагая новые услуги и больший комфорт. Особое место в этом негласном соревновании занимали пароходы Альфонса Зевеке.

Тогда пароходные компании получали основной доход не от перевозки пассажиров, а от транспортировки грузов. В XIX веке главными грузами были зерно, соль, металл. Однако всё резко изменилось в 1870 году, когда в России была небывалая засуха и, как следствие, случились неурожай хлеба и падение рынка грузоперевозок. Параллельно развивалось строительство железных дорог. Судоходные компании были вынуждены срочно искать выход из сложившейся ситуации.

На фоне таких событий сработал эксперимент, который предложил предприниматель Альфонс Зевеке. Его жизнь была тесно связана с флотом. Родился в Риге, закончив мореходные классы, служил штурманом и шкипером на судах Балтийского коммерческого флота. В 1860-х годах Альфонс Зевеке перебрался в Нижний Новгород и поступил на службу в Камско-Волжское пароходное общество. В компании за несколько лет прошел путь от капитана буксира «Орел» до управляющего пароходством.

Зевеке решил, что сложившаяся обстановка — отличное время для спуска на воду нового типа судов с несколькими палубами для большей вместительности и с низкой осадкой, чтобы не бояться волжских отмелей. По его мнению, отличным вариантом для Волги могли стать комфортабельные пассажирские суда, ходившие в то время по Миссисипи. Увеличение пассажирских перевозок могло принести больше прибыли пароходствам в кризис.

💡Кстати, на нашем канале вы можете прочитать, кто запустил первые туристические круизы по Волге и сделал речной туризм популярным.

Рекламные буклеты пассажирских пароходов Зевеке. Фото fleetphoto.ru.
Рекламные буклеты пассажирских пароходов Зевеке. Фото fleetphoto.ru.

Эксперимент: с Миссисипи на Волгу

К своему проекту Зевеке привлек владельцев Камско-Волжского пароходства, которых уговорил пойти на смелый эксперимент. По заказанным из Америки чертежам началось строительство 3 пароходов на Сормовском заводе Бенардаки. Первым спущенным на воду судном стал двухпалубный «Переворот», который позднее был переименован в «Колорадо», а затем в «Ориноко».

Особенности парохода:

🚢 Длина корпуса — 80,5 м.

🚢Судно развивало скорость до 14 км/ч.

🚢Важное преимущество — большая грузоподъемность. Судно могло взять на борт до 810 пассажиров и 500 тонн груза.

Волжский историк Иван Шубин так описывал конструкцию «Переворота»:

«Внутренняя отделка парохода была роскошна. В просторных и светлых каютах была проведена вода и паровое отопление. Стены салона, расположенного между каютами I и II класса, были покрыты картинами из перламутровой инкрустации…. Имелась широкая крытая терраса, окружавшая весь пассажирский этаж. Даже помещения III класса, расположенные в задней, кормовой половине пассажирского этажа, представляли удобства, каких не было ни в одном из других пароходств: каждый пассажир имел отдельное спальное место и мог пользоваться крытой галереей».

Через год были спущены на воду еще 2 парохода этого же проекта, получившие название «Миссисипи» и «Н. Бенардаки».

Легендарный «Переворот», который переименовали на заграничный манер в «Ориноко». Фото fleetphoto.ru
Легендарный «Переворот», который переименовали на заграничный манер в «Ориноко». Фото fleetphoto.ru

Всё для получения прибыли

Пассажиры были в восторге от высокого комфорта и дешевых билетов на пароходы Зевеке. Прибыль судовладельцев росла, так как суда «американского» проекта составляли серьезную конкуренцию привычному пассажирскому флоту.

Однако Зевеке не остановился на достигнутом и всячески стремился повысить прибыль и качество услуг. Например, чтобы удерживать сотрудников, он существенно поднял им зарплату. Так, жалование капитанам выросло в 1,5 раза. Пристанские агенты были переведены с оклада на проценты с продаж, что мотивировало их активнее искать пассажиров и заказчиков.

Путешествующим I и II классами предлагалось приобрести обратные билеты со скидкой в 10%, а для бедняков организовали IV класс за очень небольшую плату. Пассажиры могли прервать поездку и выйти на промежуточных пристанях, чего не было у конкурентов.

Столовая парохода «Ориноко» и благородная публика. Фото http://shipping.vsuwt-perm.ru.
Столовая парохода «Ориноко» и благородная публика. Фото http://shipping.vsuwt-perm.ru.

Пассажирский флот Зевеке

Вполне ожидаемо, что успешный Альфонс Зевеке не ограничился только тремя судами. Через несколько лет у него было уже два десятка пассажирских пароходов. После его смерти в 1887 году пароходное дело перешло сначала к старшему сыну — Александру, затем к младшему Василию.

В 1890-х годах драматург Василий Сидоров описывал свой восторг от пароходов Зевеке:

«Эти плавучие дворцы полны благоустройства, удобств и роскоши… Плывут они по Волге, перебирая своими колесами холодные волны и тяжело пыхтя. Громко бьется их раскаленное сердце, не уставая от быстрого бега, зорко глядят в ночную тьму или туманы два разноцветных глаза, громко и испуганно кричат их трубы по ночам или радостно приветствуют проплывающих мимо собратий, таких же громадных».

Кстати, известный волжский капитан Александр Торсуков, герой материала на канале «История Волжского пароходства», в мае 1914 года стал рулевым на товаро-пассажирском пароходе «Ориноко». Познакомиться с биографией капитана Торсукова можно в нашей статье:

💡 «Горжусь званием торсуковца» — большой путь легенды Волги, капитана Александра Торсукова.

Пароходы Зевеке, к сожалению, не сохранились до наших дней, но увидеть их во всей красе можно как на фотографиях, так и в популярном советском фильме «Волга-Волга».

Читайте также истории судов на канале «История Волжского пароходства»:

Рекорд «Степана Разина»: как капитан Николай Чадаев караван барж по Волге водил.

На всех парах: как по Волге пошли первые суда на березовых дровах.

Как на картине: рассказываем, какое судно тянут «Бурлаки на Волге».

История «речных княжон»: необычная судьба двухпалубных пароходов-близнецов.