Суровые времена таили в себе массу опасностей. Достаточно взглянуть на реалии Средневековья, и от романтического ореола рыцарской эпохи уже не останется следа.
Да здравствует наш суд!
Некоторые думают, что в Средневековье высшая мера наказания была обыденностью. На деле все было куда причудливее. «Высшая мера», конечно, имела место быть, но основные наказания составляли штрафы, клеймение и принуждение к покаянию. Главная проблема — найти преступника.
Для поиска виновных зачастую прибегали к совершенно диким методам, например, к испытанию огнём или «судебным поединкам».
Если кого-то лишали жизни, то средневековые «следователи» могли применить «круентацию». Предполагалась, что в этом средневековом процессе ушедший из жизни человек выступал свидетелем против обвиняемого! И это ещё не все причуды средневековой юриспруденции.
Если вина конкретного человека была доказана, но его никак не могли отыскать, вместо него наказывали чучело, изображающее злодея. После такого «правосудия» реального преступника в дальнейшем могли помиловать — ведь приговор уже был приведён в исполнение.
Хлеб всему голова
Казалось бы, что может быть проще буханки хлеба? Но в Средние века даже обычный батон мог стать для человека билетом в один конец. Всё из-за «спорыньи» — ядовитого грибка, паразитирующего на ржи. Тогдашние жители, не ведая об опасности, употребляли зараженное зерно в пищу. Хлеб составлял 70% рациона среднестатистического человека! Вместе с отравлением появлялись судороги, спазмы и галлюцинации.
Из-за неприятных ощущений эту напасть прозвали «пляской Святого Вита» «Огнём святого Антония». Никому и в голову не приходило связать всё с хлебом — ведь он «тело Христово», а болезни — кара Господня за грехи. В итоге люди массово искали спасение в паломничестве.
Негоже дамам драться!
В литературе часто пишут о том, как мужчины защищали честь женщин, как рыцари в сверкающих доспехах сражались с супостатами. Даже пятидесятилетний Дон Кихот придумал себе воображаемую Дульсинею и готов был биться ради неё с ветряными мельницами. Но в средние века женщины были не менее решительными и смелыми, чем сейчас.
Самая известная дуэль между женщинами произошла в Неаполе в 1552 году. Две аристократки Изабелла де Караззи и Диамбра де Поттинелло вступили в схватку из-за мужчины Фабио де Зересола. Сначала, вооружившись копьями, затем в ход пошли палицы и мечи. В результате победу одержала Диамбра. Но смогла ли она завоевать сердце Фабио, история умалчивает.
Велел тащить пелёнку
Казалось бы, что может быть более безвредным, чем аккуратно спеленать новорождённого? Однако в Средние века к этому относились с некоторой одержимостью. Крох будто бы замуровывали в пеленки, считая, что это поможет сформировать тело надлежащим образом.
Доктор Альдобрандини из Сиены рекомендовал посыпать младенца лепестками роз, слегка присолить (словно готовя кулинарное блюдо) и обернуть полотняными повязками достаточно туго, «ведь ребёнок приобретает форму, подобно воску».
Повторять эту процедуру рекомендовалось трижды в день: развязывая, протирая вином и заново запелёнывая. Комфорт крохи никого особо не волновал. Англичанин Бартоломей объяснял жесткость повязок тем, что органы ещё не полностью сформированы и могут «переместиться».
Гигиена — это не скучно
Купание младенцев в Средневековье считалось чем-то вроде необязательной процедуры. Главное — своевременно менять пеленки. В 1612 году врач Жак Гийом советовал: нужно закрыть все двери и окна, сесть у камина, усадить младенца на колени, придержать ногами (чтобы был покорен), накрыть плащом (чтобы не простудился) и аккуратно протирать льняной тряпочкой, смоченной в вине. Трижды в день, а в особо запущенных случаях — и ночью.
Жак Гийом уточнил, что если же вы всё-таки решились на купание чада, будьте готовы к мукам. А нотариус Франческо да Барберино (к врачебному делу он не имел никакого отношения!) рекомендовал натирать детские суставы и ноздри оливковым маслом после водных процедур.
Общие склепы
Веселье весельем, но у средневековых кладбищ была одна серьезная проблема — перенаселенность. Из-за нехватки мест, особенно после эпидемий, приходилось регулярно выкапывать старые останки и перемещать их в общие склепы — «оссуарии», или «костницы». Считалось, что для воскрешения в Судный день достаточно хотя бы части останков.
Размышления о бренности бытия и переходе в мир иной были в порядке вещей. Недаром в те времена издавались целые руководства вроде трактата «Искусство умирания». Располагала к этому и повседневная реальность — моровые поветрия, войны, бедность…
Странные напитки
Существует миф, что средневековые европейцы пили в основном «забористые» напитки, поскольку вода была опасно грязной. Однако это не соответствует действительности — вода из колодцев годилась для питья.
К выпивке в те времена люди и впрямь были небезразличны. Причём средневековое пиво разительно отличалось от современного — было очень густым и больше напоминало похлебку. В напиток не добавляли хмель, его стали использовать лишь с XV века. В качестве добавки использовали «грюйт» — порошковая смесь из вересковых, полыни и прочих трав.
Особую опасность представляло средневековое «пиво для богатеев» — ведь пили его из глазурованной свинцовой посуды. Неудивительно, что многие потом страдали от отравлений ртутью и свинцом. Так что доставалось не только простолюдинам, но и знатным особам.
———
С вами был «Эпос Клио».