Найти в Дзене
Эпос Клио

7 ужасных вещей, которые ждали обычного человека в Средневековье

Оглавление

Суровые времена таили в себе массу опасностей. Достаточно взглянуть на реалии Средневековья, и от романтического ореола рыцарской эпохи уже не останется следа.

Да здравствует наш суд!

Некоторые думают, что в Средневековье высшая мера наказания была обыденностью. На деле все было куда причудливее. «Высшая мера», конечно, имела место быть, но основные наказания составляли штрафы, клеймение и принуждение к покаянию. Главная проблема — найти преступника.

Для поиска виновных зачастую прибегали к совершенно диким методам, например, к испытанию огнём или «судебным поединкам».

Фрагмент рисунка «Судебный поединок мужчины и женщины», Ханс Тальхоффер, 1467 год.
Фрагмент рисунка «Судебный поединок мужчины и женщины», Ханс Тальхоффер, 1467 год.

Если кого-то лишали жизни, то средневековые «следователи» могли применить «круентацию». Предполагалась, что в этом средневековом процессе ушедший из жизни человек выступал свидетелем против обвиняемого! И это ещё не все причуды средневековой юриспруденции.

Фрагмент картины «Арест неправедного судьи», Герард Давид Суд Камбис, 1498 год.
Фрагмент картины «Арест неправедного судьи», Герард Давид Суд Камбис, 1498 год.

Если вина конкретного человека была доказана, но его никак не могли отыскать, вместо него наказывали чучело, изображающее злодея. После такого «правосудия» реального преступника в дальнейшем могли помиловать — ведь приговор уже был приведён в исполнение.

Хлеб всему голова

Казалось бы, что может быть проще буханки хлеба? Но в Средние века даже обычный батон мог стать для человека билетом в один конец. Всё из-за «спорыньи» — ядовитого грибка, паразитирующего на ржи. Тогдашние жители, не ведая об опасности, употребляли зараженное зерно в пищу. Хлеб составлял 70% рациона среднестатистического человека! Вместе с отравлением появлялись судороги, спазмы и галлюцинации.

-3

Из-за неприятных ощущений эту напасть прозвали «пляской Святого Вита» «Огнём святого Антония». Никому и в голову не приходило связать всё с хлебом — ведь он «тело Христово», а болезни — кара Господня за грехи. В итоге люди массово искали спасение в паломничестве.

Негоже дамам драться!

В литературе часто пишут о том, как мужчины защищали честь женщин, как рыцари в сверкающих доспехах сражались с супостатами. Даже пятидесятилетний Дон Кихот придумал себе воображаемую Дульсинею и готов был биться ради неё с ветряными мельницами. Но в средние века женщины были не менее решительными и смелыми, чем сейчас.

Поединки, которые устраивали воинственные представительницы женского пола, поражали и удивляли. Фрагмент картины «Женская дуэль», Хосе де Рибера, 1636 год.
Поединки, которые устраивали воинственные представительницы женского пола, поражали и удивляли. Фрагмент картины «Женская дуэль», Хосе де Рибера, 1636 год.

Самая известная дуэль между женщинами произошла в Неаполе в 1552 году. Две аристократки Изабелла де Караззи и Диамбра де Поттинелло вступили в схватку из-за мужчины Фабио де Зересола. Сначала, вооружившись копьями, затем в ход пошли палицы и мечи. В результате победу одержала Диамбра. Но смогла ли она завоевать сердце Фабио, история умалчивает.

Велел тащить пелёнку

Казалось бы, что может быть более безвредным, чем аккуратно спеленать новорождённого? Однако в Средние века к этому относились с некоторой одержимостью. Крох будто бы замуровывали в пеленки, считая, что это поможет сформировать тело надлежащим образом.

Доктор Альдобрандини из Сиены рекомендовал посыпать младенца лепестками роз, слегка присолить (словно готовя кулинарное блюдо) и обернуть полотняными повязками достаточно туго, «ведь ребёнок приобретает форму, подобно воску».

Фрагмент картины «Портрет малыша», Юстус Сустерманс, 1642 год.
Фрагмент картины «Портрет малыша», Юстус Сустерманс, 1642 год.

Повторять эту процедуру рекомендовалось трижды в день: развязывая, протирая вином и заново запелёнывая. Комфорт крохи никого особо не волновал. Англичанин Бартоломей объяснял жесткость повязок тем, что органы ещё не полностью сформированы и могут «переместиться».

Гигиена — это не скучно

Купание младенцев в Средневековье считалось чем-то вроде необязательной процедуры. Главное — своевременно менять пеленки. В 1612 году врач Жак Гийом советовал: нужно закрыть все двери и окна, сесть у камина, усадить младенца на колени, придержать ногами (чтобы был покорен), накрыть плащом (чтобы не простудился) и аккуратно протирать льняной тряпочкой, смоченной в вине. Трижды в день, а в особо запущенных случаях — и ночью.

-6

Жак Гийом уточнил, что если же вы всё-таки решились на купание чада, будьте готовы к мукам. А нотариус Франческо да Барберино (к врачебному делу он не имел никакого отношения!) рекомендовал натирать детские суставы и ноздри оливковым маслом после водных процедур.

Общие склепы

Веселье весельем, но у средневековых кладбищ была одна серьезная проблема — перенаселенность. Из-за нехватки мест, особенно после эпидемий, приходилось регулярно выкапывать старые останки и перемещать их в общие склепы — «оссуарии», или «костницы». Считалось, что для воскрешения в Судный день достаточно хотя бы части останков.

 Поэтому целиком погребенных не хоронили, а складывали в оссуарий лишь отдельные останки.  Туда же приходили верующие, чтобы помолиться и морально подготовиться к уходу, взирая на останки, обрамленные сентенциями вроде "Memento mori".
Поэтому целиком погребенных не хоронили, а складывали в оссуарий лишь отдельные останки. Туда же приходили верующие, чтобы помолиться и морально подготовиться к уходу, взирая на останки, обрамленные сентенциями вроде "Memento mori".

Размышления о бренности бытия и переходе в мир иной были в порядке вещей. Недаром в те времена издавались целые руководства вроде трактата «Искусство умирания». Располагала к этому и повседневная реальность — моровые поветрия, войны, бедность…

Странные напитки

Существует миф, что средневековые европейцы пили в основном «забористые» напитки, поскольку вода была опасно грязной. Однако это не соответствует действительности — вода из колодцев годилась для питья.

К выпивке в те времена люди и впрямь были небезразличны. Причём средневековое пиво разительно отличалось от современного — было очень густым и больше напоминало похлебку. В напиток не добавляли хмель, его стали использовать лишь с XV века. В качестве добавки использовали «грюйт» — порошковая смесь из вересковых, полыни и прочих трав.

Пивовары-одиночки зачастую кидали в бражку что-нибудь доступное, например, еловую кору. Такой отвратительный на вкус напиток запивали сырыми яйцами и тмином!
Пивовары-одиночки зачастую кидали в бражку что-нибудь доступное, например, еловую кору. Такой отвратительный на вкус напиток запивали сырыми яйцами и тмином!

Особую опасность представляло средневековое «пиво для богатеев» — ведь пили его из глазурованной свинцовой посуды. Неудивительно, что многие потом страдали от отравлений ртутью и свинцом. Так что доставалось не только простолюдинам, но и знатным особам.

———
С вами был «
Эпос Клио».