Как мать семилетнего огородника, хочу выразить возмущение. Знаете, иногда мне кажется, что цивилизация обошла нас стороной.
Вы только подумайте - 21 век на дворе. А для того, чтобы в Сибири вырастить огурцы, всё ещё нужна куча навоза!
Дети: Стас, 17 лет, Паша, 7 лет, Вадим, 6 лет.
Примерно месяц назад мы с Пашей, единственным нормальным человеком в нашей семье по мнению бабушки, посеяли огурцы на рассаду. Из пяти семечек, положенных в грунт, взошло три с половиной. Три с половиной - это потому что три огурца нормальных получилось, а один - с отставанием в развитии. Сперва всё никак проклюнуться не мог, а потом кое-как два листочка выпустил.
Ну и вот. Месяц, значит, эта рассада росла, крепла, набиралась сил. Стала красивой, с широкими, шершавыми листьями. Усы-завитушки отрастила. Выросла, короче. Окрепла, сил набралась. Приготовилась плодоносить.
А тепло в наших широтах так и не наступило. Фигушку нам природа скрутила. И под нос сунула. Мол, нате, дорогие сибиряки, пользуйтесь. Это вам нынче вместо огурцов.
Сперва огуречная рассада ждала. Терпеливо. Молча. Мол, да-да, все всё понимают. Зона рискованного земледелия, вот это вот всё. А потом стала чахнуть. Листья желтели, засыхали, готовились отвалиться.
И в какой-то момент даже мне стало ясно - огурцы надо пересаживать. А, значит, пришла пора ставить парник, который обещал Паше отец. Ну, на ржавых дугах.
-Вот ты, папа, сидишь, - намекал Паша, - а огуречики мои себя плохо чувствуют. Скажи, когда мы уже поедем покупать укрывной материал? И будем ставить теплицу?
-Завтра, - пообещал папа.
Паша вздохнул. И пошёл к свой рассаде, чтобы попросить её продержаться ещё день.
Этот разговор состоялся в четверг. А в пятницу они собирались поехать в магазин. Вечером, как отец с работы вернётся.
Наступила пятница. Паша, стоя у окна, просил огурцы дождаться вечера. Собрать последние силы. И выжить. А я всё думала, что ничего хорошего этот пятничный вечер нам точно не принесёт.
Потому что нельзя ведь просто взять и высадить огурцы в землю. И поставить над ними парник. И ждать, что уж теперь-то всё кааак заколосится! Потому что не заколосится! Не заколосится, а наоборот - грустно повянет!
В общем, я решила позвонить маме. Уж она должна знать, что нам делать в такой ситуации. Взяла телефон, набрала номер, дождалась, пока мама трубку возьмёт. И начала жаловаться.
-Мама, - сказала я, - что делать с огурцами? Они вот-вот корешки откинут! Прямо при мне и при Паше.
-А что делать, - ответила мама, - холодно ещё. Я сама нервничаю и переживаю. Даже в теплицу ещё огурцы не высаживала. Всё жду.
-А наши огурцы ждать не могут, - сообщила я. - Мы их сегодня будем высаживать. В связи с этим вопрос - как это сделать, чтобы потом плакать не пришлось?
-Чтобы плакать не пришлось, - заявила мама, - это надо было нормальную теплицу ребёнку ставить. С обогревом. А не вот это вот колхозить из ржавых дуг, что вы там собрались наколхозить. А так - готовь, Ксеня, носовые платочки. Пашеньке, единственному нормальному человеку в этой семье, слёзы утирать.
-Мама! - взмолилась я.
-Ладно, - сжалилась мама. - Надо тёплую грядку делать. Только, у вас же не из чего. Вы же всю прошлогоднюю траву сожгли!
-Зато у нас теперь есть зола на удобрение! - напомнила я.
-Да, - согласилась мама. - тут вопрос неоднозначный.
-Может, нам просто где-нибудь купить мешок перегноя? - предложила я. - Украсть? Выменять?
-Зачем тебе перегной? - уточнила мама.
-Ну... в грядку, - ответила я.
-Ксеееняяя, - я прямо увидела, как мама по ту сторону трубки закатила глаза. - Ну какой перегной в грядку? В грядку навоз нужен!
В этот момент я поняла, что когда говорят: я в сортах, эм... продукта жизнедеятельности организма не разбираюсь - это не повод для гордости. Потому что надо разбираться. Надо, понимаете? Чтобы потом вот так не было.
-Навоз надо в грядку, - продолжала просвещать меня мама, - и вот он, перегнивая, будет отдавать тепло. Превращаясь в перегной. Химическая реакция там будет происходить. С выделением тепла.
Ага, подумала я, и в химии разбираться - тоже лишним не будет.
-Ладно, всё, - решила мама. - Ничего не трогайте. Я приду вечером. И что-нибудь придумаю.
И положила трубку.
Я сообщила эту новость Паше. И мы вместе с ним стали ждать вечера.
Шло время. Три раза сменилась погода. Спряталось солнце, набежали тучи. Поднялся ветер. Начался ливень. Прекратился ливень. Выглянуло солнце.
Пришла мама. И принесла с собой парник, моток спанбонда и гениальную идею.
-Мы, - доставая из коробки парник, объясняла она, - возьмём пакет, оторвём у него дно, туда травы положим, сверху землю. И уже так высадим огурцы. И поставим парник. И укроем сверху потеплее. Ясно?
-Ясно! - кивнул Паша.
И мы все вместе отправились в огород. Чтобы совершить таинство пересадки огуречный рассады в грунт.
Когда мы с Пашей и Вадимом собирали парник, Паша радовался. Но так, знаете, сдержано. Потому что радость была, но и тревога за огурцы никуда не делась. Кое-как они с бабушкой всё сделали, пролили ещё горячей водой землю. И торжественно переселили огурцы на новое место жительства. Сверху парник укрыли спанбондом и всякими шубами.
Да, ребята, представьте, у нас есть специальные шубы для укрывания огурцов. Откуда - это не ко мне вопросы. Меня ещё, наверное, в планах не было, а мама в них уже рассаду кутала.
-Видишь, Паша, как тяжело выращивать огурцы, - сказала я, когда мы смотрели на укрытый парник.
-Ага, - кивнул Паша.
-Наверное, не надо больше с ними связываться, - намекнула я, - не надо сажать.
-Надо, - спокойно ответил Паша.
И пошёл домой.
Ночь огурцы пережили. Ну, в том смысле, что резко не почернели от холода. Но, что с ними будет дальше - никому не известно. В прогнозах погоды пишут страшное. Верить в это не хочется. Думать даже не хочется!
Хочется просто понять. Почему огурцы, состоящие на 90% из простой воды, так сложно выращивать. Почему они не могут, как одуванчики, расти везде, всегда, восставать из пепла?
Мы живём в 21 веке! Неужели ничего нельзя придумать? А то навоз, тёплая грядка, шуба для укутывания...
Ну ведь никакой цивилизации!