Сколько вкладок у вас сейчас открыто на компьютере? Уверены, что больше десяти. А теперь представьте, что это ваши мысли о задачах, которые надо сделать: они крутятся в вашей голове постоянно, заставляя нервничать, отвлекаться и переключаться с задачи на задачу, и вы, как и компьютер, начинаете «тормозить» и «зависать».
Оказывается, способность мозга фокусироваться на незавершенных делах называется эффектом Зейгарник — в честь психолога Блюмы Зейгарник, которая его открыла.
Она провела исследования и выяснила, что наш мозг запрограммирован на то, чтобы запоминать незаконченные задачи лучше, чем завершенные, и чем больше незаконченных задач у нас в голове, тем больше ресурсов мозг тратит на их выполнение.
Вот несколько примеров того, как проявляется эффект Зейгарник:
• официанты часто отлично помнят еще неоплаченные заказы, но с трудом могут назвать, что заказали посетители кафе, счета которых уже закрыты;
• мы продолжаем читать книгу главу за главой или смотреть сериал серию за серией, чтобы узнать, что будет дальше. Почему? Создатели активно пользуются нашей слабостью и прерывают повествование на самом интересном месте, сохраняя ощущение незавершенности.
Эффект Зейгарник сказывается и на работе: незаконченные задачи и мысли о том, что нужно сделать или доделать, повышают тревожность, вызывают стресс, истощают эмоциональные ресурсы, приводят к нарушению сна и даже влияют на то, что мы не можем нормально отдохнуть в выходные.
Что же делать?
Есть несколько способов, которые помогут снизить тревожность от фоновых мыслей. Основной — избавьтесь от незавершенных задач или сведите их количество к минимуму. Понимаем, что это практически нереально, поэтому можно попробовать и другие варианты:
1. Откажитесь от длинных списков дел. Они подобны гидре: на каждую выполненную задачу приходится две новых. Составляйте «список самых важных дел», выбрав до трех наиболее приоритетных задач на день или неделю.
2. Разбивайте большие задачи на части, а потом приступайте к выполнению более легких из них.
3. В конце рабочего дня резюмируйте, что удалось сделать, и пишите план на завтра.
4. Регулярно наводите порядок на рабочем столе, особенно перед выходными.
5. Разрешите себе забыть о делах: заведите «второй мозг» — записную книжку, доску в Notion, напоминания в календаре — и делегируйте ему функцию памяти.
Но это еще не все. У эффекта Зейгарник есть и положительная сторона: он может быть инструментом, который позволит держать в фокусе приоритеты, справиться с прокрастинацией, повысить эффективность обучения или увеличить личную продуктивность.
Это отлично демонстрирует пример писателя Эрнеста Хемингуэя. Он не пытался за один раз израсходовать все идеи и всю свою творческую энергию. Хемингуэй был уверен, что нужно просто приступить к задаче, а затем заставить себя остановиться, отложить карандаш, оставить работу незавершенной и отойти. Он считал: «Когда работается хорошо, переставай писать». Получается, его подсознание работало все время. И писатель не просто с воодушевлением возвращался к неоконченному делу — он возвращался с новыми идеями.
Вот еще пример. Как правило, если учебная задача прерывается и возобновляется позже, то информация, усвоенная во время выполнения этой задачи, с большей вероятностью запоминается. Поэтому преподаватели рекомендуют не зубрить, а несколько раз просматривать информацию, затем прерывать изучение и отвлекаться на другие дела. Кратковременные тактические перерывы позволят сохранить эффект незавершенности, благодаря которому вы будете мысленно возвращаться к изученному материалу. Так информация с большей вероятностью останется в памяти до предстоящего экзамена или тестирования.
Что же, осталось дело за малым — научиться доводить дела до конца, чтобы постоянно о них не думать.
#психология @forbes_young