Найти тему

Сложности с формулировками. ЕГЭ по обществознанию

Всем добрый вечер. Продолжаем подготовку к ЕГЭ по обществознанию. В прошлой публикации разобрали типичные ошибки/сомнения по 2 части:

Сегодня хотелось бы поговорить о формулировках.

Вообще с каждым годом формулировки становятся в заданиях всё сложнее и сложнее. Иногда даже учителя не сразу могут грамотно разобрать, что хотят от обучающегося авторы. К сожалению, не взял за правило сохранять себе самые сложные задания. Поэтому для примера рассмотрим сегодня разные варианты, отобрал несколько вопросов - на этих примерах объясню, что я имею в виду под сложными формулировками.

-2

Сложные формулировки могут быть либо в виде накрученных и замудрённых предложений, тогда нужно максимально упростить их, чтобы понять суть. Либо могут сбивать, если вы не до конца уверены в своих теоретических знаниях. Вот тут методы государственного регулирования, косвенный и прямой. Казалось бы, что сложного? Но варианты ответов могут сбивать, потому что во время экзамена начинается копание в голове и постоянные сомнения из серии "операции с государственными ценными бумагами - это косвенный метод, но вообще это же операции, значит, конкретное действие, поэтому, может, всё-таки прямой метод?" И вот тут и начинаются ошибки. Ответ: 12122.

-3

Или вот например. Вполне нормальное задание, но "действие уголовного закона во времени и пространстве" сразу уносит человека куда-то в дебри. Что имеется в виду, о чем идёт речь? Очень часто даже самые простые вопросы могут так или иначе сбить вас с верного пути. А вопрос-то тут на самом деле просто про время и пространство, связанные с правонарушением. Ответ: 345

Во второй части тоже бывает непросто, особенно если очень сложный текст. Но и даже к простому тексту могут быть непростые вопросы.

-4

Задание № 20 бывает в разных формулировках, в последнее время очень полюбили просить привести аргументы за и против чего-либо. Но вот тут три позиции. Есть очевидные ответы, но на три позиции ответов набрать достаточно сложно. А на самом деле всё банально:

  • Сложность с ростом бизнеса и инвестициями;
  • Проблемы с привлечением большого количества профессиональных специалистов;
  • Ограничения по кредитованию.

Можно привести ещё позиции, но это самые очевидные. Так же часто проблемы с формулировками мы встречаем в задании № 23.

В этом задании всё будет либо достаточно конкретно и понятно, либо формулировка будет размыта и расплывчата, как в данном случае:

-5

При такой постановке задания стоит отметить, что поле для ответа расширяется, но при этом сама формулировка очень сбивает, потому что, когда у вас есть что-то конкретное, вы к этому готовы. А когда у вас много вариаций ответа - это чаще всего сложнее.

В данном случае можно сказать:

  • про свободу труда, запрет труда принудительного;
  • про право на свободное использование своих способностей в любой деятельности;
  • про право на отдых (выходные, праздники, продолжительность времени, отпуск).

Что хотелось бы сказать в итоге? Обществознание хоть и является тяжёлым предметом, но в большей степени всех подводит невнимательность и спешка. Поэтому любое задание, любая формулировка заслуживает внимания и разбора. Времени на сдачу экзамена более чем достаточно, что позволит грамотно разобрать все задания и ответить на вопросы.

На сегодня это всё, подписывайтесь, всегда рад!